– Иногда приходится слышать о том, что строить уникальные объекты, имеющие свое лицо, экономически невыгодно. Легко ли в этом вопросе достичь взаимопонимания с девелоперами?
– Несмотря на разные задачи, нам, к счастью, удается «услышать» друг друга, а главное – найти точки соприкосновения. Что же касается невыгодности… Сегодня заказчики все больше обращают внимание на качество выполнения архитектурного проекта. Ведь от этого напрямую зависит цена, по которой будет продаваться построенное здание. Аналогичного принципа придерживаются профессионалы и при выборе материалов для будущего объекта.
– Какие материалы на сегодняшний день являются «фаворитами» у специалистов, задают тон в архитектуре?
– Сейчас при выборе материала все больше учитывается степень его изменения с течением времени. В центре внимания – «благородное старение» зданий и наиболее долгое их сохранение.
Иными словами, если двадцать лет тому назад эксперименты в этой области вызвали к жизни появление облицованных плиткой бетонных панелей, то сегодня важнейшим направлением является проектирование из проверенных долговечных материалов. К ним относятся камень и кирпич, качественная штукатурка. Происходит возвращение к дозированному применению стекла, а также использованию керамики. Если обратиться к тем комплексам, которые строятся в крупных городах Германии, то в Берлине, например, в последние годы в облицовке зданий предпочтение отдается натуральному камню, активно применяются вентилируемые фасады. То же самое относится и к Гамбургу, но в этом городе в камень «одевают» еще и набережные, а также широко используется кирпич.
Разрушительное воздействие оказывают на здания выпадающие осадки. применение долговечных материалов, возрождение традиций их обработки способствуют решению этой проблемы.
– Вы упомянули о разумном использовании стекла...
– Я имел в виду дома, в которых процент остекления находится в определенной пропорции по отношению к поверхности стены. Такие фасады способны концентрировать тепло или холод в зависимости от смены погоды и времени суток. Они как бы включаются в естественный природный ритм температурного перераспределения. Здания со сплошными стеклянными фасадами этой способностью не обладают, поэтому сегодня их структура претерпевает значительные изменения.
По-прежнему актуальны двухслойные стеклянные фасады, работающие по принципу термоса. Если мы посмотрим на исторические здания, у них всегда было два уровня остекления, между которыми сохранялся довольно большой объем воздуха. Дома со стеклянными фасадами должны создаваться так, чтобы их поверхность сама по себе являлась аккумулятором энергии. Тогда уменьшается ее потребление и, соответственно, связанные с этим затраты на отопление и вентиляцию, что делает такие здания все более и более востребованными.
Хочу особо подчеркнуть, что сегодня архитектор располагает огромными возможностями в выборе материалов, среди которых встречаются самые необычные. Например, можно использовать стекло, имитирующее камень.
– Это, наверное, тоже способствует сосуществованию в нашем городе различных архитектурных стилей?
– Я согласен с тем, что в Петербурге сегодня нет какого-то одного, главенствующего стиля. Многие архитекторы, проектируя дома в центре города, обращаются к классике.
Ни один из стилей нельзя считать «потерянным» для современности. Каждый архитектор решает сам, что ему интересно, куда он двигается. И зачастую профессионал пробует себя в разных направлениях, благодаря чему и проживает несколько творческих жизней. Но, на мой взгляд, важно не слепо воспроизводить историческое наследие, а трансформировать его, «переводить» на язык сегодняшнего дня – в том числе и за счет материалов.
– Востребован ли сегодня такой стиль, как конструктивизм?
– Конструктивизм возник в определенный исторический момент на гребне увлечения техникой, новыми материалами. Это был стиль, устремленный в будущее и отрицавший прошлое. Сегодня подобный пафос вряд ли уместен. Но на уровне формообразования конструктивизм оказал и на многих по-прежнему оказывает очень большое влияние. Надо отметить, что этот стиль – не сугубо российское, а интернациональное явление. И здания, которые возводили в СССР, Европе, Америке в 20-е – начале 30-х годов, стилистически очень близки. Многие из них заслуженно вошли в золотой фонд мировой архитектуры. Правда, при строительстве не всегда применялись качественные материалы, поэтому сейчас дома, выполненные в стиле конструктивизма, нуждаются в санации. Я убежден, что подобные объекты требуют гораздо более внимательного и уважительного отношения, ведь памятники этого времени разрушаются и исчезают прямо на наших глазах.
То же касается и архитектуры послевоенного модернизма 60–70-х годов прошлого века. Без сомнения, многие здания этого периода могут найти свое применение и в наше время – их чистые и ясные композиционные структуры обладают большой привлекательностью.
На сегодняшний момент спрос и предложение на рынке недвижимости отличаются чрезвычайным стилевым разнообразием. Это предоставляет возможность людям с разным вкусом и материальным уровнем найти здесь «свой» продукт. И открывает перед архитекторами самые широкие перспективы для творческого эксперимента и формирования своего неповторимого авторского почерка.
– Какие материалы получат в будущем наибольшее применение?
– Думаю, преимущественно будут использоваться натуральные материалы, поскольку сейчас основной акцент делается на сохранении качеств естественной поверхности и уменьшении потребления энергии и энергоемкости.
Безусловно, по-прежнему останется востребованным стекло, которое обладает удивительными свойствами. Оно позволяет размывать границы между внешними и внутренними пространствами, реальностью и отражением, а также может использоваться и как непрозрачный материал. Стеклянные поверхности легко превращаются в вакуумные изоляционные пакеты, что очень важно с точки зрения энергосбережения. В целом можно сказать, что будущее – за материалами, которые создают энергию сами.
Досье «ДН»: Сергей Энверович Чобан, глава архитектурного бюро n«Чобан и партнеры» Родился 9 октября 1962 г. в Ленинграде. Закончил архитектурный факультет Института им. И. Репина. Диплом с отличием. Работал в архитектурной мастерской В. Фабрицкого в Петербурге. В 1989 г. начал самостоятельную деятельность. С 1992-го сотрудничает с nps Architekten BDA в Гамбурге. С 1995 г. – партнер в архитектурном бюро NPS Tchoban Voss GbR Architekten BDA. В 2004 году открыл в Москве архитектурное бюро «Чобан и партнеры» со специализацией в области проектирования зданий в рамках градостроительного ансамбля. Реализуемые проекты – башня «Федерация» в Москве, здание на Каменноостровском проспекте в Петербурге. Член Союза немецких архитекторов (BDA), обладатель архитектурных премий, участник ряда профессиональных выставок |