Понятное дело: к числу фундаментальных экономических факторов поведение протонов в коллайдере не относится. Однако известная аналогия все же имеется. На минувшей неделе центральные банки Америки, Европы и Азии дружно начали бомбардировать кризис ликвидности рекордными кредитами в надежде на восстановление доверия участников рынка. Но, как мудро отмечает большинство аналитиков, доверие это стоит очень дорого, много дороже уже выделенных для купирования кризиса средств.
Известно, что в основе современной – самой большой во всемирной истории – кредитной пирамиды также лежит своего рода божественная элементарная частица, известная нам в ощущениях как доллар. Вот и получается, что физики рассчитывают экспериментально подтвердить как факт существование бозона Хиггса, а мировые денежные регуляторы проделывают то же самое с долларом.
Не являясь специалистом в вопросах ядерной физики, нельзя ответственно судить о том, насколько опасны эксперименты в коллайдере. Однако относительно того, что сейчас происходит в мировой экономике, есть достаточные основания сказать: мир возвращается в «семидесятые»», то есть во времена, когда кредиты давали лишь тем, кто имеет реальные деньги и лишь тем, кто способен реально платить.
Первым свидетельством того, что всемирная кредитная игра закончилась, является то, что по ее накопленным за тридцать лет счетам вынуждено платить государство. И не только американское. Но, как известно, появление на рынке государства вообще – в роли конечного кредитора – чревато тем, что отдельные избранные игроки окончательно теряют ответственность. И тогда наступает действительно кризис.