Два милицейских автобуса, три «Урала» с ОМОНом, наряды ДПС – буфер казалось бы непреодолимый. Однако и протестовавшие против изменения центра Петербурга, и сотрудники правоохранительных органов внимательно слушали слова выступавшего на мероприятии барда: «Родина, еду я на родину. Пусть кричат: «уродина». А она нам нравится, хоть и не красавица…».
Революции не в моде
Наверное, когда эта акция только планировалась, ее организаторы не могли и представить: чем привлечь людей? Действительно, на дворе середина первого осеннего месяца, суббота – самое время поездок за грибами или на «свои 6 соток». Да, к примеру, дачника на какой-нибудь поход против монетизации льгот и зимой не затянешь. А тут – Марш за сохранение центра города.
До недавних пор в лице «противников системы» мы видели политических оппозиционеров-радикалов и их свиту - горстку «молодых революционеров» (которых иногда поддерживали обделенные льготники и пенсионеры). Но время вносит коррективы. Революции, в том виде, в котором их преподносили те же любители «жириновских», уже не в моде.
На место, к примеру, НБП пришла организация «Живой город». В отличие от лидера первых – Эдуарда Лимонова – они не призывают взорвать Эрмитаж. Напротив, по мнению этих людей, не надо ничего менять в центре Северной столицы. Возможно, поэтому, «Марш за сохранение Петербурга» был несколько камерным. Начался он с песен Михаила Новицкого.
Пролетела
Когда отыграл Новицкий, на мгновение повисла пауза. К микрофону подошел человек, абсолютно непафосный и аполитичный – Юрий Шевчук. Он не стал говорить бравурных речей, а просто начал петь: «Еду я на Родину», «Просвистела», «А за ним как чума – весна». И так же лаконично закончил выступление: «Доживем до весны, братцы»…
Проблема переустройства центра Петербурга не оставила равнодушными и жителей других регионов. В частности, представитель совета инициативных групп Москвы Катрин Клеман сообщила, что в Первопрестольной собираются снести Третьяковскую галерею и построить на ее месте элитное жилое здание. «В Москве идет уже переуплотнительная застройка», - сказала она. Изначально,представители инициативных групп Москвы прибегали к методам, уже апробированным обманутыми дольщиками в Петербурге: перекрывали дороги, мешали работе строительной техники. Постепенно все эти акции сформировали достаточно мощное лобби, которое теперь может себе позволить требования аудиенции у первых лиц Министерства регионального развития.
- В свое время у меня был спор с одним жителем Москвы, - разоткровенничался известный политик Михаил Амосов. – Тогда я смотрел на своего визави свысока, сказав, что там не умеют беречь памятники. Теперь я признаю ошибку. В Москве сломали многоэтажную гостиницу, так как она была видна с Красной площади, а у нас построили Фондовую биржу, заметную со всех набережных.
Также поддержали питерскую акцию Одесса и Киев. Там тоже прошли митинги в защиту центра Петербурга.
Патриотизм от любви
Как заявляли выступавшие, в Санкт-Петербурге строятся и запланированы к возведению около120 зданий, высота которых несколько изменит привычный всем вид города. Особо пристального внимания были удостоены такие объекты, как «Охта-центр», Фондовая биржа и «Монблан» (о последнем губернатор Петербурга Валентина Матвиенко отозвалась, как о «градостроительной ошибке»).
Несмотря на критику в адрес чиновников, общее настроение тысячи участников Марша было, скорее, позитивным. Например, все желали здоровья Александру Сокурову, который пришел, но из-за плохого самочувствия так и не смог сказать речь.
«Я люблю ходить по Питеру пешком, он создан для этого, - подытожил мероприятие Юрий Шевчук. - Нас пока мало, но родится гражданское общество, время придет. Спасибо тем, кто находит в себе силы оставаться неравнодушным. Отдельно хотелось бы сказать о патриотизме. Сейчас нам показывают в СМИ, что он должен быть построен на ненависти. Но это не правильно, патриотизм должен идти от любви».