Впрочем, гостиничный брокеридж существует не только в Praktis CB, но и в других консалтинговых компаниях. Аналогичную услугу предоставляет на региональном рынке компания Becar Realty Group, которая занимается подбором арендаторов в гостиничных комплексах. Компания London Consulting & Management Company занимается гостиничным брокериджем, но не выделяет его как отдельную услугу.

Востребован и перспективен

На сегодняшний день гостиничный бизнес в России показывает высокую динамику. Это связано, прежде всего, с возросшей популярностью туризма, наши соотечественники стали ездить чаще не только за рубеж, но и по стране. На фоне этой тенденции, гостиницы имеют хорошие перспективы доходности. Для развития проекта большое значение имеет бизнес-планирование. При этом неважно, идет речь об огромном многокорпусном отеле или о мини-гостинице.

«Правильно разработать бизнес-план и провести прединвестиционную работу поможет именно гостиничный консалтинг, – комментирует директор департамента консалтинга компании London Consulting & Management Company Сергей Богданчиков. – Вместе с тем, в бизнес-плане существуют такие разделы, для разработки которых требуется консультация особого специалиста. Для этого на рынке и существуют гостиничные операторы».

Эксперт по консалтингу решает вопросы управленческой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности гостиницы, а также проблемы оптимизации общего функционирования объекта, ведет исследования и осуществляет прогнозирование действий конкурентов, динамику цен и т. д. Специалисты в области консалтинга привлекаются в том числе для решения таких задач, как определение с проектировщиками площади номеров и их количества. Инвестор зачастую просто не в состоянии заниматься правильным зонированием пространства и устанавливать категорию звездности.

Доверься загранице

Сегодня многие девелоперы пришли к выводу, что проектирование отеля и дальнейшее управление лучше доверить международным отельным операторам. Отельный оператор помогает оптимизировать затраты, диверсифицировать риски и привести проект к окупаемости и доходности в более короткие сроки, а также построить правильную структуру управления и заполнить отель через внутренние системы бронирования.

«Задача консультанта состоит в том, чтобы решить, возможна ли на объекте в принципе реализация гостиничной функции. Мы всегда в рамках задачи по привлечению отельного оператора изначально проводим глубокое исследование рынка. В дальнейшем осуществляется представление проекта отельным оператором и брокеридж. Если мы рассматриваем международную компанию в качестве оператора объекта, то переговоры об участии в проекте необходимо начинать до стадии проектирования», - рассказывает руководитель департамента Praktis Hospitality Consulting & Brokerage Елена Игнатий.

«Гостиничный брокеридж – это, по сути, консалтинговая услуга, когда компания ведет переговоры с собственником и гостиничным оператором, – отмечает вице-президент Becar Realty Group Moscow Игорь Галицин. – Как правило, к такой услуге компании обращаются, когда существует определенный барьер: языковой, географический, а также в том случае, когда необходим посредник, который хорошо знаком с местным рынком гостиничной недвижимости».

Специалисты отмечают, что на сегодняшнем рынке недвижимости перспективы подобной услуги довольно радужные. Но поскольку гостиничный бизнес в России только начинает свое развитие, то говорить о сформированности спроса на услуги гостиничного брокериджа пока рано.

«Так как основная цель консалтинга - это повышение эффективности руководства гостиницей. Основная цель брокериджа – это поиск правильного гостиничного оператора. А основная цель любого инвестора – это рентабельность проекта, будущего отеля в данном случае. Следуя представленной схеме, можно выстроить цепочку, в которой все звенья взаимосвязаны», – говорит Сергей Богданчиков.

Путь в регионы

По оценкам специалистов на сегодняшнем российском рынке недвижимости гостиничный консалтинг и брокеридж имеет хорошее будущее.

«Появление на рынке данной услуги говорит о том, что гостиничный бизнес развивается в правильном направлении, - рассказала Елена Игнатий. – Гостиничная функция как составляющая многофункционального комплекса, и как обособленный объект является вариантом наиболее доходного вложения средств, при минимальных рисках».

По мнению некоторых экспертов - данная услуга имеет скорее региональные перспективы. Эту гипотезу подтверждает своими действиями компания Becar Realty Group, которая выступает в качестве гостиничного брокера в кондо-отеле «Панорама», в составе элитного комплекса «Золотая бухта» в городе Анапе. Для справки: концепция кондо-отелей представляет собой смешанный продукт, включающий продажу жилых единиц в постоянное владение физическим или юридическим лицам с их последующей вторичной временной сдачей в аренду по принципу гостиничных номеров.

Как отмечает вице-президент Becar Realty Group Moscow Игорь Галицин, регионы, безусловно, являются привлекательными и перспективными для развития данного сегмента коммерческой недвижимости. Особенно с точки зрения международных гостиничных операторов. Таким образом, скорее всего, данная услуга будет востребована в первую очередь в российских регионах.

Текст: Артём Худяков