С этим и другими вопросами корреспондент «ДН» обратился к управляющему партнеру «АйБи Групп», вице-президенту Гильдии управляющих и девелоперов Юрию Борисову.

– Юрий Александрович, выход этого номера «ДН» приурочен к началу форума по недвижимости PROEstate 2008. Чем нынешний форум будет отличаться от прошлогоднего?

Структура ввода офисной недвижимости по районам города в первом полугодии 2008 года

– Во-первых, мы рассчитываем на то, что PROEstate 2008 будет намного масштабнее. В наши планы входит увеличение количества экспонентов и участников и, в первую очередь, привлечение большего числа представителей из российских и зарубежных регионов. Во-вторых, мы значительно укрепили нашу команду, дополнив ее целым рядом профессионалов строительного бизнеса. В 2008 году по приглашению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в состав оргкомитета Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate в качестве сопредседателя Наблюдательного совета вошел министр регионального развития РФ Дмитрий Козак. Сопредседателями оргкомитета форума назначены заместитель министра регионального развития РФ Сергей Круглик и вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров. Это свидетельствует об усилении «строительного блока» форума, что, в свою очередь, позволит более полно раскрыть тему градостроительства.

Стоит отдать должное первому PROEstate, который превзошел самые смелые ожидания. Это подтверждают не только его участники, но и те, кому не удалось побывать на форуме и кто мог судить о мероприятии лишь по отзывам коллег.

Справка «ДН»:

«АйБи Групп» – одна из ведущих компаний на рынке коммерческой недвижимости Петербурга. В активе фирмы сегодня семь открытых успешных торговых комплексов. «АйБи Групп» за- нимается развитием 15 объектов торговой недвижимости. В управлении компании находятся три торговых комплекса и шесть офисных зданий. Еще на четырех объектах фирма выполняет функции заказчика. В качестве управляющей компании «АйБи Групп» в настоящее время ведет 320 контрактов, касающихся офисной недвижимости, и 290 – торговой. Всего в ведении фирмы находится 150 тыс. кв. м. Профессиональная деятельность «АйБи Групп» отмечена рядом наград, среди которых премии Commercial Real Estate Awards и Межрегионального общественного конкурса в сфере недвижимости «КАИССА».

 

– Насколько я знаю, на предстоящем PROEstate деловая программа будет еще более насыщенной, и в ее рамках вы проведете панельную дискуссию «Дизайн в архитектуре». Чем лично вас заинтересовала эта тема?

– Одна из задач форума состоит в привлечении внимания к слабым местам той или иной фазы девелопмента. Архитектура и проектирование являются, на мой взгляд, самыми важными этапами, поскольку именно они определяют то, что остается, хочется надеяться, на века. Согласитесь, нашим потомкам вряд ли будут интересны стадии планирования и привлечения средств, фаза эксплуатации построенного сегодня здания и управления им. Забудутся и те, кто вкладывал деньги. И даже человек, которому принадлежала первоначальная идея. Люди изучают архитектуру не по инвесторам, а по стилям, направлениям и именам зодчих. Поэтому сегодня в профессиональных кругах не прекращаются дискуссии на тему: что мы оставим после себя следующим поколениям. Ясно, что выводы делаются не в пользу современных девелоперов.

Структура ввода офисной недвижимости по районам города в первом полугодии 2008 года

– То есть в ходе мероприятия будет устроен «разбор девелоперских полетов»?

– Нет, конечно. Обсуждать очевидные неудачи и иллюстрировать их вопиющими примерами не является целью этой дискуссии. Основная задача– убедить инвесторов в том, что их коммерческий продукт необходимо гармонично вписывать в окружающую среду. Особенно, если речь идет о зданиях в центре Петербурга. Тот, кто не согласен с этим, не должен получать право строить в исторической зоне. Кроме того, нужно привлечь внимание чиновников от архитектуры. Честно говоря, меня обескураживает сложившаяся практика все время «бить по хвостам»– разбирать этажи, пересматривать проект уже на стадии завершения. В архитектуре это просто недопустимо. Третья задача– рассказать журналистам, освещающим данную тему, о существующих сложностях. Мне кажется, что сегодня средства массовой информации имеют значительно большее воздействие и на общество в целом, и на профессиональную гильдию в частности, нежели общественные слушания, которые стали абсолютно формальными и никак не влияют на прохождение проекта.

– Юрий Александрович, а как вы относитесь к архитектурным решениям в комплексной застройке?

– Здесь я тоже вижу серьезную проблему. Создается впечатление, что у нас уже в подкорке заложено: в «спальниках» можно строить все, что угодно. Во время этой дискуссии я собираюсь рассмотреть тему пренебрежительного отношения к тем местам, в которых проживает примерно 80% населения города. Почему же мы сами себя настолько не уважаем и не любим, что позволяем так уродовать спальные районы? Во что превращены въездные артерии города? Как с этим наследием будут жить наши дети? И что теперь делать с подобными зданиями? Вот такие вопросы мне бы хотелось поднять в ходе панельной дискуссии «Дизайн в архитектуре».

– Почему дизайнеры и архитекторы не принимают участия в проектах комплексной застройки?

– Нельзя сказать, что дизайнер и архитектор принимают или не принимают участия. Они вторичны по отношению к инвестору. Или даже третичны, поскольку на второе место я все-таки поставлю концептуальную команду. Только наличие этой цепочки, если она создана правильно, предполагает успешное развитие проекта.

– Вы хотите сказать, что архитектор не может сам предложить свои услуги, его должны пригласить в проект?

– Конечно. Желательно, на основе тендера. Другое дело, что развитием комплексных территорий занимаются не дизайнеры и архитекторы, а мастер-планисты. И дизайн в чистом виде не входит в сферу деятельности этих специалистов. То есть они не отвечают за фасад каждого отдельного здания и его интерьеры.

– Компания «АйБи Групп» создала два абсолютно уникальных проекта – дизайнерский центр интерьерных товаров «Аура» и декор-центр «Толстой сквер». На какой стадии сейчас они находятся?

– В первом случае мы рассчитываем на осень 2008 года, во втором – на апрель 2009-го. Готовность этих проектов максимально высокая. Самое главное, что мы успешно преодолели «точку невозврата», а значит, запланированное первоначально уже не будет переделываться. Это очень важно, но еще важнее то, как ответил рынок на предложение нашей компании реализовать именно такие концепции.

– И как отреагировал рынок?

– И операторами ритейла, и дизайнерами, и декораторами оба проекта приняты с большим воодушевлением. И счастье, что мы нашли время, возможность, ресурсы для создания не просто коммерческих объектов, а новых культурных площадок на карте Петербурга.

Историческая, культурная и просветительская составляющие этих проектов для нас имеют не меньшее, а может быть, и большее значение, чем их коммерческий успех.

Структура ввода офисной недвижимости по районам города в первом полугодии 2008 года

– Какие тенденции сегодня можно назвать главными на рынке ритейла Петербурга?

– Основной тренд– специализация торговых центров. Можно до бесконечности спорить о том, когда мы достигнем точки насыщения в этом сегменте, но типовые проекты становится делать все сложнее. Пресловутое клонирование привело к тому, что гипермаркеты одной марки начали делить собственных покупателей. Условно говоря, «М.видео» конкурирует не с «Эльдорадо», а с другим «М.видео». Возникает внутренний «каннибализм», в результате которого система в целом теряет деньги. На второе место я бы поставил профессиональное управление. То есть надо создавать проекты с максимальным количеством некопируемых маркетинговых конкурентных преимуществ.

– И последний вопрос. Часто приходится слышать, что мировой кризис негативно отразился на рынке коммерческой недвижимости Петербурга.

– Сложно сказать. Мне кажется, что в России строительный бизнес оказался более защищен от этого кризиса, чем в других странах. Вчастности, сегодня петербургский рынок демонстрирует великолепную динамику, спрос по-прежнему превышает предложение. Хотя, действительно, есть «замороженные» проекты, в том числе и крупные. Но что причина именно в мировом кризисе, не берусь утверждать. Россия– сырьевая страна, поэтому, если честно, больших проблем для рынка коммерческой недвижимости в ближайшем будущем я не вижу.

Досье «ДН»:

Юрий Александрович Борисов, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер «АйБи Групп»

Окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. С 1992 года основной сферой деятельности является коммерческая недвижимость. Обладатель премии Commercial Real Estate Awards 2005 за лучший торговый комплекс Петербурга, победитель «КАИССА-2005» в номинации «Лучшая управляющая компания в сегменте ТРК в Санкт-Петербурге», а также «КАИССА-2006».

Источник: данные компании

Текст: Александр Жарков