В обсуждении приняли участие председатель городского Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов, заслуженный архитектор РФ Олег Харченко, гендиректор АБ «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов, представители компаний «Петербургская недвижимость», «Knight Frank», «Строймонтаж» и др.

Полицентричность как тренд

Александр Викторов отметил как один из важных трендов полицентричность города: «Но пока Санкт-Петербург полицентричен не в полной мере, - констатировал он. Для этого нужны дороги, коммуникации и прочее, чтобы любой человек, живущий далеко от мегаполиса, мог иметь возможность туда попасть». Но при этом, по его словам, и в самих центрах должны быть свои системы обслуживания, которые бы использовались жителями постоянно – досуговые центры, торговые точки и другие объекты инфраструктуры. Ни того, ни другого, по мнению главного архитектора, Петербургу пока не достает.

Тренд полицентричности, видимо, был навеян парижским Дефансом. И вообще сам этот феномен связывают с появлением в крупных городах деловых или финансовых центров, которые притягивают людей не просто ходить на работу в эти центры, а жить рядом с ними, растить детей, ходить за покупками.

Соответственно, подобные деловые центры должны быть многофункциональными. Именно перед Дефансом стоит сегодня проблема увеличения жилой функции. По словам руководителя службы информации и общественных связей ЗАО «Строймонтаж» Дмитрия Боголюбова, в этом специфическом квартале Парижа сейчас достраивают около 250 тыс. кв метров жилья. Олег Харченко назвал это «радиусом воздействия» делового центра – люди специально переезжают поближе к Дефансу. Кстати, по словам главного архитектора, в нашей «Балтийской жемчужине» сейчас возникают вопросы по поводу соотношения помещений жилой и деловой функций.

Эксперты сошлись во мнении, что для планирования подобных центров нам необходимы серьезные исследования – «чтобы не пришлось потом свой сити реанимировать».

Где будет сити заложен?

Однако реанимировать нам пока нечего. Олег Харченко определил поиск территории под деловой сити как «городскую потребность номер один». По мнению бывшего главного архитектора города, чтобы остановить броуновское движение между разрозненными бизнес-центрами, а также между бизнес-центрами и жилыми кварталами, требуется серьезное градостроительное обоснование.

Как альтернативный вариант сити Олег Харченко предложил создать в Петербурге серьезный конгресс-центр (по примеру Ганновера, Штутгарта, Вены). Но так как подобный центр, по словам архитектора, будет являться «непременно сгустком высотных зданий», это потянет за собой проблему композиции города. Судя по тому, как мучительно принимаются важнейшие для градостроительной деятельности документы, проблема композиции в Петербурге еще не решена.

«А территория для Охта-центра выбрана случайно – там нет серьезной транспортной, инженерной перспективы. Без этого активность города в позитивную картину не выльется», - резюмировал эксперт.

Директор по профессиональной деятельности ЗАО «Найт Фрэнк Санкт-Петербург» Николай Пашков от себя добавил: «Во-первых, создание единого делового центра – это всегда инвестиции в развитие инфраструктуры, а во-вторых, поднять проект такого уровня одному девелоперу не реально». По его мнению, сейчас ни у девелоперов, ни у городской администрации нет никакого понимания, где можно разместить сити, а развитие города происходит спорадически, стихийно. «Насущная задача – выработать позицию по территориальному расположению центра, - пояснил Николай Пашков. – и мы как консультанты готовы участвовать в любом осмысленном проекте». Кроме того, эксперт высказал мнение, что деловая активность всегда будет тяготеть к центру.

Олег Харченко ему ответил: «В городе много интересных «золотых» мест, но нужно оптимизировать все обстоятельства. Выбор места для делового сити должен стать политической волей города, а на 20-50 гектар территории вдоль того же Обводного канала или Выборгской набережной этой воли не хватит».

Точки закончились

Так эксперты плавно перешли к обсуждению следующего городского тренда – освоение Петербурга гектарами, то есть крупными территориями. По словам Олега Харченко, раньше единственным «способом выживать» был точечное освоение города. «Но мы уже тогда говорили, что настанет момент, когда точки закончатся, и надо будет развивать территории. Он наступил, а мы не готовы», - резюмировал эксперт.

Член совета директоров Setl Group Вячеслав Семененко заявил, что для такого развития экономические рамки нам создает нынешняя цена земли. «А в городе, - добавил он, - мы вообще выжали все до сантиметра, надо быть честными». Руководитель службы информации и общественных связей ЗАО «Строймонтаж» Дмитрий Боголюбов подчеркнул, что для комплексного подхода к территориям понадобится укрупнение бизнеса, а господин Викторов высказал предположение, что в будущем примером освоения могут стать проекты «Юнтолово», «Измайловская перспектива» и «Морской фасад».

А Олег Харченко напомнил, что к идее освоения территорий мы пришли недавно, 2-3 года назад «такого не было». Он рассказал, что уже разработал подобный проект на 800 гектаров и заверил присутствующих, что «будут еще».

Комплексное освоение территорий должно сопровождаться не менее комплексным развитием. В связи с этим Александр Викторов посетовал: «Сейчас идет погоня за метрами, а человеку неинтересно выйти во двор». Он подчеркнул, что сегодня бытует странное мнение «чем выше, тем выгоднее», но, по его словам, те же показатели можно получить в более мелких габаритах и в условиях благоприятной среды. И повторно выразил надежду на «Юнтолово». Ту же точку зрения высказал и Олег Харченко, назвав среду ключевым понятием для Петербурга сегодня.

Вячеслав Семененко обобщил мнения, сказав, что нам в городе не хватает «аккуратной функциональной европейской архитектуры». При этом крупные проекты, по его прогнозам, скоро оттянут людей из спальных районов и образуют некое гетто вокруг «буржуазного центра». «Через 4-5 лет мы будем иметь сформировавшиеся новые кварталы со своей средой, никаких аргументов жить в Купчино у людей не останется, и встанет вопрос о комплексной реновации старых «спальников», - подчеркнул эксперт.

Власть не дорабатывает

Почти все представители бизнес-сообщества выразили мнение, что непосредственное участие власти в определении и развитии градостроительных трендов необходимо. А бывший главный архитектор города Олег Харченко заявил прямо: «Я не критикую, я констатирую – власть не дорабатывает, а мы развиваемся по принципу реакции: нас спросили – мы ответили». Петербург, по его словам, вступает в такую фазу развития, когда он набирает скорость, и всем это нравится. «У строителей, экспертов, критиков и страдальцев-защитников стало много работы. Но с точки зрения человеческого опыта мы поимеем от этого немного – другие города уже прошли этот этап (Берлин, Лондон, Париж и др.) и приобрели колоссальный опыт, - говорит эксперт. - И нам не худо было бы его систематизировать и освоить». Олег Харченко высказал пожелание не повторять ошибок этих городов: «Понятно, что у нас нет особого пути – все будет как у них. Надо пробовать развиваться по аналогии, а не реактивно».

Консультант по инвестиционным проектам компании ASTERA St. Petersburg Надежда Койнова заявила: «Комплексному освоению территорий мешает ко всему прочему частная собственность на землю. Нужны методики, которые обязали бы собственников принимать правильные для города решения».

От лица власти Александр Викторов выразил недоумение: «Я не понимаю, когда приходят люди покупать территории для каких-то целей, даже не заглянув в генплан». Видимо, именно этот документ и является пока той законодательной основой, от которой следует отталкиваться.

Архитектура фонит

С архитектурными трендами определились не до конца, но все участники круглого стола так или иначе склонились в пользу того, что новое – это новое, и к старому отношения почти не имеет.

Юрий Земцов напомнил, что архитектура – «это все-таки искусство, а в нашем городе соблазн ретроспекций дает плохое ощущение». Александр Викторов вспомнил время своего поступления в институт: «Тогда слово «модерн» было чуть ли не ругательным и никак не определялось ни в одном учебнике. С момента моего поступления прошло 30 лет, и сейчас никто не задает вопросов, что это такое, а весь модерн стоит на учете в КГИОП». По мнению главного архитектора, осознание того, что хорошо, а что плохо в архитектуре приходит со временем. «Все, что сейчас в городе строится, находится в пределах архитектурной моды, это лишь вопрос профессионального подхода: кто-то делает лучше, кто-то хуже. А насколько новые здания будут востребованы, рассудит время».

Вячеслав Семененко высказался более категорично по содержанию, но схоже по смыслу: «Мы находимся в ситуации той интеллигентности, которую не любил Ленин – охранительно-запретительно-безалаберные тенденции не дают городу развиваться». К его сожалению, у нас в фаворе здания, «стилизованные под старые». К тому же сильный негативный архитектурный фон давно превратился в политический. «Архитектурных трендов у нас нет. Мы вкладываем деньги в объекты, которые будут снесены», - резюмировал эксперт.

Из всего вышеизложенного о градостроительных трендах Петербурга можно сделать примерно такие выводы: полицентричность крайне важна, но для ее создания нужен хотя бы один деловой сити (причем сразу многофункциональный). Кроме того, назрела потребность развивать город, осваивая крупные территории, но мы к этому не готовы, так как власть не дорабатывает. А все то оставшееся от новой архитектуры, что не будет снесено, в будущем пропишут в учебниках и будут охранять.

Текст: Вероника Архипова