Ввод дороги от Горелова до Бронки, а также ее продолжения по комплексу защитных сооружений к Кронштадту будет означать, что 115-километровое автокольцо вокруг Петербурга замкнется. Оно, вместе с Западным скоростным диаметром, возьмет на себя большую часть потока грузового транспорта, пока следующего по городским улицам.
«Согласие» с «Флорой»
Генподрядчиком на юго-западном участке КАДа станет выигравшая тендер компания «Флора». Впрочем, она будет строить дорогу к Бронке не в одиночестве, а привлечет как субподрядчика собственную материнскую компанию «Согласие Стройинвест». Это московский холдинг широкого спектра деятельности, дорожное строительство – лишь одна из его специализаций. Сегодня он ведет работы на КАДе по трем с половиной лотам. Три выиграны ею, а 50% объема работ на развязке в районе Ржевка достались компании из-за того, что не справился предыдущий генподрядчик.
Еще недавно компания «Флора» вообще не занималась дорожной деятельностью, но сегодня ее объекты - развязка на Таллинском шоссе и участок от него до шоссе Московского, а также отрезок КАДа между Выборгским шоссе и Шафировским проспектом и развязкой на Ржевке. Прибавим к этому последнюю часть кольцевой. Срок сдачи южного участка КАДа – 2010 год.
По словам генерального директора «Флоры» Александра Коростовцева, компания намерена своими силами выполнять работы по строительству искусственных сооружений и обустройству трассы (60% объема работ).
До 70% стоимости дороги составит цена строительных материалов. Подрядчики не исключают, что им придется столкнуться с дефицитом. Уже сейчас наметились сложности с поставками гравия и песка. Новых карьеров, по словам гендиректора «Флоры», не появляется. Объемы строительных работ в рамках госзаказа в Санкт-Петербурге в 2009 году, как ожидается, возрастут втрое. В той же пропорции увеличится и потребность в материалах. Сегодня годовая потребность города - 8 млн тонн песка.
Чтобы избежать перебоев, «Флора» уже заключила договоры с поставщиками. Металлоконструкции пришлось заказывать в Кургане: петербургские производители уже загружены заказами строителей Западного скоростного диаметра. К тому же, курганские цены заметно ниже. Своей базы стройматериалов у «Согласия» нет. Единственным исключением станут асфальтобетонные заводы, которые только еще предполагается построить – они и обеспечат южный участок КАДа дорожным покрытием.
Федеральные деньги – федеральные риски
«Согласие», имеет опыт строительства по госзаказу московского городского правительства, а потому председатель совета директоров склонен сравнивать столичную ситуацию и сложившуюся практику работы на КАДе – федеральной стройке. Георгий Маркосов полагает, что в Москве действуют более гибкие нормы, позволяющие строителям применять разнообразные технологические приемы, в Петербурге же подрядчики связаны путами жестких обязательств. Но ответственность за сроки и качество выполненных работ в Москве выше.
Сравнивать приходится и финансирование. Из-за особенностей бюджетного процесса средства на возведение федеральных объектов начинают поступать не раньше апреля. «Каждый год правительство пытается сделать все лучше и лучше. Но раньше деньги выделялись не позднее марта, сейчас уже в апреле. На некоторых федеральных стройках первые деньги подрядчик получает в июне-июле. В конце года у федеральных строек всегда огромное количество денег, которые трудно осваивать, а в начале года их нет. Это большая беда всех строителей России. Стройки, финансируемые московским бюджетом, уже в январе получают предусмотренные деньги. Город свои деньги расходует ритмичнее», - свидетельствует Георгий Маркосов.
Увеличение расходов в непредвиденных обстоятельствах федеральными нормами практически не предусмотрено, максимальная надбавка – 10%. Если строители сталкиваются с необходимостью выполнить незапланированные, не прописанные договорами работы, они вынуждены идти на расходы, хотя заказчик их не покроет. «Сегодня строительство – один из самых рискованных видов бизнеса», - говорит руководитель «Согласия».
Непредвиденные задержки
Примером проблемного участка стала развязка на Ржевке. Он (строго говоря, не весь, - половина лота) был передан «Согласию» после расторжения контракта с прежним генподрядчиком. Работ на строительстве развязки не велось почти год. «Мы не могли предположить нештатных ситуаций, связанных с недоделками предыдущего подрядчика, которые существенно задержали проектирование и выдачу рабочей документации. Были выявлены скрытые дефекты – не переустроена скрытая под землей часть коммуникаций. Увидеть это было невозможно. Это - новые, дополнительные работы, которые не были учтены конкурсной документацией, а, соответственно, не учитывались и нами», - рассказал Алекандр Коростовцев.
Однако новому подрядчику была выставлена претензия из-за отставания с проектными работами. Она грозит штрафными санкциями. Теперь проектировщики работают денно и нощно, чтобы вовремя получить от владельцев сетей техусловия и сделать проектную документацию. И все же «Согласие Cтройинвест» намерено открыть движение по Ржевской развязке в срок - до конца года.
адерживают работы также согласования по переводу земель, по которым пройдет дорога, в федеральную собственность и расселение жилых домов. Ситуация осложняется тем, что КАД проходит по территории двух субъектов федерации. Так, под расселение попадают два соседних дома на Волхонском шоссе, № 108 и № 110. На их месте встанут опоры трассы. Один из этих домов числится в Ленобласти, второй – в Петербурге. Контракт на выполнение работ, заключенный в июле, предусматривает расселение к сентябрю. Но практика показывает, что на положенные по закону процедуры уходит три с половиной месяца – если строение имеет собственника. Но в некоторых случаях выявить его не удается. Та же проблема – с коммуникациями. «Ведь дорога проходит по живому, по устоявшейся инфраструктуре, - говорит Алекандр Коростовцев, - Только после завершения подготовительных и проектных работ можно выводить на участок людей и технику». Пока из 116 км протяженности КАДа полностью или частично эксплуатируется около 80.