Данная версия является доработкой нынешнего проекта высотного регламента №1731 от 28.12.2007. По оценкам экспертов главный недостаток последнего регламента заключается в том, что он не имеет четкой идеологии, а его разработчики зачастую подстраивали высотные параметры под новые проекты зданий. Поэтому можно отметить, что регламент №1731 в большей степени учитывал интересы бизнеса, чем общественности. Нынешняя версия – это попытка соблюсти баланс интересов.
Когда доминанты становятся фоном
Начиная работу над версией высотного регламента, разработчики, прежде всего, обратили внимание на значимость фоновой застройки для города и ее влияние на доминанты. «Возникающие высотные здания не только оказывают отрицательное влияние на существующие исторические доминанты, но и друг на друга, – отмечает руководитель первой мастерской «Бюро Генплана Санкт-Петербурга» Борис Николащенко. – Фактически новая высотная застройка сливается и превращается в обыкновенную фоновую застройку, уровень которой в результате резко повышается. Причина этих негативных явлений в том, что высотное строительство ведется неорганизованно».
Стоит отметить, что высоты тех зданий, которые уже построены и которые признаны градостроительными ошибками, не включены в новую версию регламента, как будто их вообще не существует. Разработчики постарались оптимизировать высоту фоновой застройки. Для решения этой задачи проектировщики определили, с каких точек воспринимается образ города. Было определено, что образ формируется в секторах обзора важных городских доминант – стрелки Васильевского острова, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, шпиля Петропавловского собора, Смольного собора и Александро-Невской Лавры, а также в визуальных коридорах главных городских магистралей. Эти пространства и будет защищать новая версия регламента.
Застройщики хотят слишком многого
С помощью компьютерного моделирования разработчики попытались исправить проект регламента. В новой версии предельные величины распределяются по принципу «воронки», то есть показатели допустимой высоты увеличиваются от центра города к его окраинам.
Архитекторами были учтены и высотные доминанты: проектировщики создали список из 130 зданий, которые либо построены, либо существуют на стадии проектирования, либо готовятся к согласованию или уже согласованы. Было проанализировано, как эти здания влияют на восприятие силуэта города и насколько они оказывают негативное воздействие на исторические панорамы. При этом высота строений, которую запросили застройщики, зачастую не соответствовала новой версии регламента.
Существенной особенностью новой версии, является отсутствие некоторых высотных характеристик. Например, в объединенной охранной зоне убран один из высотных показателей, который позволял в зданиях 18 века надстраивать двухэтажные мансарды. В новой версии установлено, что в данной зоне должна сохраняться застройка существующих габаритов, а любой вопрос с надстройкой мансард должен решать КГИОП.
Помимо этого, из проекта убраны параметры, позволяющие осуществлять 20% доминантной застройки в каждом квартале, а также введено высотное ограничение 75 м для Московского района – территории, на которой расположены аэропорты Пулково I и II и Пулковская обсерватории.
Нам нужен взгляд со стороны
Членами Градсовета новая версия регламента была в целом одобрена, впрочем, не обошлось без критики и конструктивных предложений. «Общее направление работы – правильное, - комментирует член экспертной группы Союза архитекторов Никита Явейн. – Это манифест пока, а не проект, так сказать, первая прикидка, которая требует доработки. Увы, когда ты смотришь на эту работу, то уже понимаешь, что есть достаточно много исключений – согласованных и строящих объектов, которые созданный порядок нарушают». Кроме того, господин Явейн внес предложение создать более простую систему высотного регулирования для районов, приближенных к центру. В частности, он считает, что нужно исключить отдельные высотные показатели для зданий, которые могут быть построены в глубине квартала, так как, по его мнению, исторически в Петербурге общая высотность квартала определялась высотой окружающих его зданий.
«Мне кажется, сам подход нужно одобрить, потому что наконец-то появляется какая-то идеология, – отмечает член экспертной группы Михаил Кондиайн. – Впрочем, в этой версии есть и ряд недостатков, главный из которых заключается в том, что модель является исключительно взглядом изнутри, из центральной части, и совершенно не учитывается взгляд снаружи. Например, взгляд с морских подходов или со стороны аэропорта».
По оценкам специалистов, создание регламента происходит в трудной борьбе, но этот важный для города документ в итоге должен стать предметом общественного согласия. Впрочем, работа еще не завершена – высотные параметры продолжают уточняться, общественные слушания по Правилам землепользования и застройки только начались, а это значит, что самые жаркие споры еще впереди.