На мероприятии, где подводились итоги, выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров. Он рассказал о достигнутых успехах, а затем - о наиболее острых проблемах, стоящих перед администрацией города. В частности, были подняты вопросы, связанные с дальнейшим развитием городских территорий, вводом в строй новых объектов инфраструктуры.

Строить по правилам

Одной из наиболее обсуждаемых тем последнего времени стала разработка городской администрацией Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Уже 14 августа во всех районах Петербурга начнутся общественные слушания, на которые будет вынесен предварительный проект документа. Правила призваны регламентировать градостроительные процессы и упорядочить Генеральный план развития города. По мнению чиновников, с принятием ПЗЗ необходимость во временных регламентах исчезнет.

«В ходе общественных слушаний будут учтены все замечания и поправки, предложенные горожанами, бизнес-структурами и некоммерческими организациями. Мы открыты для диалога. Но надо не просто критиковать уже существующее, а предлагать что-то новое. Все конкретные и конструктивные предложения мы обязательно учтем», - заверил всех Александр Вахмистров.

Разработанные поправки будут обобщены для последующего рассмотрения сначала в рамках Комиссии по землепользованию и застройке, затем на парламентской комиссии по городскому хозяйству. Осенью документ должен быть вынесен на первое чтение.

Ожидается, что Правила землепользования и застройки вступят в силу с января 2009 года. В Правительстве города рассчитывают, что документ даст мощную основу для развития Петербурга. После принятия ПЗЗ все градостроительные решения должны будут выноситься на их основе.

Казусы законотворчества

Не меньше внимания главный строитель Петербурга уделил и проблемам, возникающим при размещение госзаказов.

«Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» недостаточно продуман. В администрацию города часто обращаются компании без опыта работы, уставного капитала и даже достаточного количества сотрудников. И мы не можем им запретить участвовать в тендере, потому что сейчас нет разработанных требований к квалификации подрядчиков. А строить объекты путем открытого конкурса, и не предъявлять никаких требований к претендентам, на мой взгляд, просто неправильно», - отметил вице-губернатор.

На строительство социальных объектов, таких как школы, детские сады и больницы фирмы-однодневки обычно не претендуют, а вот в сфере благоустройства, и ремонтных работ их задействовано немало. Обычно они получают госзаказ, обещая цену, заниженную примерно на 60% по сравнению с реальной стоимостью работ. Как говорят сами чиновники, радоваться при этом экономии бюджетных средств не дальновидно. Обычно исполнители просто не соблюдают технологии проведения ремонтных работ. В итоге, заказчик вынужден обращаться в суд для возмещения ущерба и смены подрядной организации. Однозначного решения данной проблемы до сих пор не существует.

По словам Александра Вахмистрова, в Европейском Союзе механизм работы государства с частными структурами уже давно отработан. Там действуют правила проведения конкурсных процедур, рекомендованные ведущими международными организациями.

«Я часто привожу в пример наш комплекс защитных сооружений. Половину подрядов там финансирует группа европейских банков, и все работы выполняются по международным стандартам. Другая половина финансирования выделяется из федерального бюджета, и наши подрядчики работают по ФЗ №94. Такая несогласованность серьезно мешают городу в работе с иностранными инвесторами», - добавил вице-губернатор.

Автомобильный коллапс

Еще одной болезненной темой для Петербурга в последнее время стали транспортные проблемы. Количество автомобилей в северной столице постоянно растет: каждый год их число увеличивается не менее, чем на 100 тыс. Согласно статистике, если прежние темпы роста сохранятся, то в ближайшие 10 лет количество транспортных средств в городе перевалит за 2 млн.

«Дорожное строительство очень дорогостоящее, поэтому программы развития городской инфраструктуры не удается реализовывать быстро. Но если ничего не предпринимать, через несколько лет город просто задохнется в пробках», - признал вице-губернатор.

По мнению исполнительной власти, единственный выход из сложившейся ситуации – развивать сеть общественного транспорта.

«Сейчас в первую очередь надо заниматься созданием выделенных полос для городского транспорта. При всей критике Лиговского проспекта, мы видим, что по нему сейчас можно ехать, а не стоять в пробках, как на других центральных улицах», - заметил Александр Вахмистров.

Чиновник также добавил, что в ближайшее время в Санкт-Петербурге будет разработана и введена в действие система «зеленой волны», позволяющая поддерживать в городе оптимальный скоростной режим. Еще одной мерой по нормализации движения станет создание дополнительных переправ через Неву. Так в следующем году должен быть введен в эксплуатацию Лазаревский мост через Малую Невку. Он соединит Петроградский и Крестовский острова. Практически готов путепровод в створе ул. Коллонтай. Идут работы по возведению моста через остров Серный. В 2009 году начнется строительство Орловского тоннеля.

«И все равно, что бы мы не предпринимали, решить проблему до конца не удастся. В Европе нет ни одного крупного города, который бы полностью справился с пробками», - напомнил глава строительного сообщества.

По мнению городского Правительства важнейшая задача ближайшего будущего – освоение подземного пространства, и строительство перехватывающих парковок в центре. Но даже эти меры не приведут к резкому уменьшению количества заторов на дорогах. Их основная задача - хотя бы немного снизить напряжение на основных магистралях северной столицы.

Текст: Ольга Мурашко