Таким образом, ровно через год – в августе 2009-го (когда «Клавдия» вернется обратно в Мякинино) – в Московском регионе появится уникальная станция метро. Во-первых, она будет первой станцией не на территории Москвы. А во-вторых, это будет первая в истории российского метростроя «частная» станция метро. Ее заказчиком выступила компания «Крокус-Интернешнл», владелица крупнейшего в Европе выставочного комплекса «Крокус-Экспо», магазинов «Крокус» и «Твой дом».
Дан приказ ему – на юго-восток
Московский метрострой последние два года переживает настоящий ренессанс: с 1990 года, т.е. с союзных времен, в Москве не строили и не открывали столько станций подряд. Только за эти два года были «разморожены» станции «Трубная» и «Сретенский бульвар», открыты «Деловой мир», «Международная», в январе этого года –«Строгино» и «Кунцево-2». До конца года примет пассажиров «Славянский бульвар» - в его строительстве «Клавдия» приняла самое непосредственное участие.
История так называемых тоннелепроходческих щитов насчитывает более ста лет, с тех пор, как метро появилось в Лондоне. Сначала был просто щит: стальная труба, разделенная на отсеки-этажи, в каждом из которых находились шахтеры. Как только рабочие вынимали часть грунта – он вывозился на вагонетках, - мощные домкраты двигали щит вперед, а свободное пространство за ним быстро заполнялось кирпичом.
«Щитом» это устройство называлось лишь потому, что защищало рабочих от обвала грунта, прорыва плывунов и прочих неприятностей. Со временем – уже в XX веке – кирпич заменили на бетонные детали – тюбинги.
Первый в СССР проходческий щит работал при строительстве тоннеля на перегоне «Площадь Дзержинского» (ныне – «Лубянка») – «Проспект Маркса» («Охотный ряд»). Там впервые в мире была применена сборная бетонная обделка. При строительстве второй очереди на трассах одновременно работало 42 щита - это абсолютный мировой рекорд. Щитовыми комплексами большого диаметра строились и станционные тоннели.
Однако прогресс не стоял на месте: сегодняшние тоннелепроходческие комплексы (ТПК) ведут работу в полуавтоматическом режиме по цифровой навигации, причем одновременно идет прокладывание тоннеля в грунте и его укрепление тюбингами. Щиты имеют различный диаметр – от трех до 16 метров. А щит «Херренкнехт», которым построены Лефортовский и Серебрянноборские тоннели в диаметре - 14,2 метра.
Однако для линий метро применяются сравнительно небольшие - диаметром 5,6 метра – ТПК канадской фирмы LOVAT.
Ее основатель, Ричард Ловат, решил, что все комплексы, произведенные его компанией, будут носить женские имена в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары. С его легкой руки берет свое начало романтическая традиция. Теперь красивые имена есть не только у щитов с маркой «LOVAT» но и у комплексов других производителей. Поэтому в Москве трудятся «Клавдия», «Катюша», «Полина» и «Ольга», в Казани – «Сююмбике» и «Алтынчяч» («Златовласка»), а тяжелейшие условия «Размыва» в Санкт Петербурге преодолела «Виктория».
Уже есть договоренности о поставках щитов LOVAT в Новосибирск и Самару.
Ну а в настоящее время ТПК «Клавдия» уже преодолела несколько десятков метров в направлении на юго-восток. За месяц щит может проходить до 500 метров.
Туда – и обратно
Путь до построенной недавно станции «Строгино» - 1300 метров. Несложно подсчитать, что «Клавдия» пройдет его за три месяца. Еще примерно месяц нужен на то, чтобы «развернуть» щит и перенаправить его обратно в Мякининскую пойму. Правда, темпы будут чуть ниже – все-таки эти работы придутся на зиму.
Но все равно – через год у «Крокус-Экспо» появится собственная станция метро. Это решит множество транспортных проблем. Во-первых, посетители выставок получат альтернативу личному транспорту и автобусам, которые в дни тех же автосалонов часами простаивают на МКАД в пробках. Во-вторых, рядом – в пятистах метрах от комплекса – расположена администрация Подмосковья и Мособлсуд. В-третьих, тут же рядом моллы «Ашан» и «Леруа-Мерлен». И, наконец – это уже в-четвертых, - через два года на территории «Крокус-Экспо» будет построен многофункциональный комплекс, включающий бассейны, концертный зал и отель для гостей выставки. Так что работы станции будет невпроворот.
Впрочем, в Мякинино метрострой задержится ненадолго: отсюда по строящемуся метромосту – в отличие от «Воробьевых гор», непассажирскому – Строгинская линия уйдет в Митино. Сначала – к станции метро «Волоколамская», а затем – в «Митино».
Так что через три-четыре года с самым продолжительным метродолгостроем будет покончено.
История вопроса
О том, что в Митино необходимо метро, заговорили еще в 80-е годы прошлого века, когда метрострой был на пике своей работоспособности. Работы на Митинской линии начали в 1988 году. До развала СССР и экономики страны и города успели частично построить тоннель вдоль Митинской линии, начато строительство самих станций «Волоколамская» и «Митино». В 1991 году из-за практического прекращения финансирования проект был заморожен.
За минувшие годы – денег не было по-прежнему – рассматривали несколько вариантов решения транспортной проблемы Митино. Это и строительство линии легкого метро от станции «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии, продление Филевской линии от станции «Крылатское». На очень дальнюю – вторая четверть XXI века - перспективу планировалось продление в Митино Калининской линии. Ни один из этих проектов по разным причинам не был осуществлен.
Наконец, в 1993 году решили построить участок метро от станции «Крылатская» в Строгино и далее в Митино. Одновременно надо было продлить Арбатско-Покровскую линию от станции «Киевская». Сначала – до станции «Площадь Победы» (сдана 6 мая 2003 года), потом – до новой станции «Кунцевская» (достроена в этом году). На перегоне «Парк Победы» - «Кунцевская» в этом же году откроется станция «Славянский бульвар» - на пересечении Кутузовского проспекта и Минской улицы.
Для строительства участка между станцией «Крылатское» и жилым массивом Строгино инженеры Метрогипротранса предложили уникальное на тот момент проектное решение - совместить строящийся участок линии метрополитена и использовать для движения метропоездов нижний уровень Серебряноборского автомобильного тоннеля под Серебряноборским лесничеством. Весь комплекс представляет собой два двухуровневых транспортных совмещенных тоннеля и сервисный тоннель между ними, длина каждого тоннеля – около 1800 метров.
В перспективе рядом с уже построенным Живописным мостом может быть построена еще одна станция метро, «Троице-Лыково».
…Ну а пока «Клавдия» уверенно идет в сторону Строгино. Когда вы будете читать эти строки, ТПК уже дойдет до линии МКАД.