Кроме того, у бизнеса (а также у некоторых представителей власти и науки) накопились аргументы в пользу высотного строительства, которые они и предъявили на конференции по заданной теме. Правда, с некоторыми оговорками…

О нехватке вертолетов
«В городе назрела необходимость обеспечивать большую безопасность высотного строительства, но существующая техника пока не позволяет нормально эвакуировать людей», - заявил на конференции начальник отдела нормативной и лицензионной деятельности управления Госпожнадзора Северо-западного центра МЧС РФ Анатолий Белинский. Он рассказал, что для таких зданий надо вырабатывать специальные технические условия, потому что из-за их отсутствия пожары в высотках сопровождаются гибелью людей. Необходимо делить здания на отсеки, оборудовать вертолетные площадки на крышах, уделять много внимания противопожарной «начинке» дома и предпринимать другие меры.
А по поводу существующих сегодня норм пожарной безопасности эксперт отметил, что в действительности почти все они противоречат друг другу и трактовать их можно по-разному.
Глава НПО «Геореконструкция-фундаментпроект» Алексей Шашкин уточнил: «Для того чтобы разработать нормы для высоток, нужна квинтэссенция опыта такого строительства. А те нормы, что у нас существуют, скорее минус, чем плюс. На сегодня наши нормы можно перевести так – «проектируйте небоскребы как обычные здания, только тщательней». По его мнению, единственный выход из положения – по каждому зданию разрабатывать нормы отдельно.
Тем не менее, по словам эксперта, если бы американские башни-близнецы были построены по российским нормам (предполагающим наличие лестниц), спаслось бы больше людей.
Российский подход к спасению из высоток, по мнению Шашкина, заключается в том, что «мы спасаемся сами, спускаясь по лестнице, а американцы ждут, когда за ними приедут». Для петербуржцев ожидание смерти подобно. В городе ощущается недостаток машин и вообще хорошей техники – присутствующие вспомнили пожар на Троицком соборе, когда вертолет оросил водой все вокруг, кроме горящего купола.
 Напоследок Анатолий Белинский выразил желание, чтобы инвесторам высотных зданий «навязывали в обязательном порядке оборудование собственных пожарных депо».

Через подземелье в небо
Высотное строительство, оказывается, невозможно без подземного. Алексей Шашкин начал свою речь издалека, заявив, что не понимает, чем вообще высотное строительство привлекает архитекторов: «Все высотки похожи друг на друга, каждая обязана иметь ядро жесткости, вокруг которого и строится само здание», - сказал он. А проект «Охта-центра» архитектурного бюро RMJM победил только потому, что был единственным проектом высотного здания, которое технически можно соорудить на питерской земле, «остальные были фантастикой».
ОТ фантастики Алексей Шашкин перешел к научным фактам: «Высотки нужно в нашем городе проектировать так, чтобы снизить нагрузку на грунт. А это может обеспечить только грамотно оборудованная подземная часть, она же в будущем предотвратит крен дома и аварии», - объяснил он. По словам эксперта, без качественного обустройства подземного пространства строительство высоток в Санкт-Петербурге технически невозможно.
И в целом, по мнению специалиста, ни один исторический город, если хочет себя сохранить, не может избежать подземного строительства. Именно туда, под землю, нужно прятать всю инфраструктуру, а историю оставлять наверху. «Без высотного строительства в истории можно, а без подземного – нельзя», - резюмировал Алексей Шашкин. Но любой инвестор, независимо от целей внедрения под землю, должен быть готов к серьезным натурным исследованиям, а значит – к серьезным тратам (иначе будут аварии). Например, себестоимость одного машиноместа в Москве, по данным эксперта, обходится компании-инвестору в 200 тыс. евро.

Лавры Трезини и мечты о высоте
Управляющий партнер Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Игорь Горский в завершение конференции категорично заявил, что «и высотному, и подземному строительству в Санкт-Петербурге быть». По данным Агентства земельные участки Петербурга за последние два года подорожали почти на 150%. Поэтому застройщики, которые не обладают возможностью работать поквартально, не имеют возможности получать «длинные» кредиты. Проще говоря, они просто вынуждены строить высоко. 
Сам про себя Горский сказал, что он – патриот города, но «не отвечать реалиям невозможно». «Мы восхищаемся Доменико Трезини и другими великими архитекторами, но все же хотим оставить и свой след в истории», - отметил он.
 По данным АРИН 67% платежеспособного населения города положительно относится к высотному строительству, из них 37% готовы приобрести квартиры в высотках. Как уточнил эксперт, они опрашивали людей среднего возраста с наличием одного-двух детей, доходом от $3 тыс. на человека; менеджеров среднего звена и топ-менеджеров. «Для людей менталитета успеха, для тех, кто побывал в дальнем зарубежье, не является чем-то необыкновенным жить высоко», - рассказал Игорь Горский.
В настоящий момент в городе введено около 20 высотных зданий, больше ста строится, а это, по мнению эксперта, говорит о хороших перспективах высотного строительства в Петербурге. Лидеры по количеству высоток – Кировский и Невский районы.
По мнению Игоря Горского, диалог между бизнес-сообществом и властью необходим по одной причине – чтобы было движение вперед. Иначе государство, вводя запретительные меры, умножит коррупцию. Поэтому Градсовет Санкт-Петербурга, исполняющий роль куратора в высотном строительстве, нуждается в создании новой, ориентированной на бизнес, структуры, которая хочет иметь право голоса и быть услышанной.
И завершилось выступление спикера такими словами: «Что наш Петербург  настолько красив, я увидел, только поднявшись на «Монблан», и первое, что я себе обещал, - у меня в этом городе будет квартира на максимальной высоте».
 

Текст: Вероника Архипова