Всемирный клуб петербуржцев организовал в Эрмитажном театре круглый стол, посвященный памятникам ЮНЕСКО. На мероприятии выяснились любопытные подробности: оказывается, в предоставленной нами документации есть много ошибок и курьезных неточностей. И это еще не все причины, из-за которых ЮНЕСКО не работает на защиту памятников нашего города.
Хотели как лучше…
В 1989 году в комиссию был отправлен пакет документов под названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» (Nomination Documentation «Historic Centre of Saint-Petersburg and Related Groups of Monuments»). «С того времени все чудовищно запуталось, - начала выступление председатель КГИОП Вера Дементьева, - и на сегодня существует масса интерпретаций вопроса, что же такое Петербург как объект всемирного наследия, и какая документация на самом деле представлена в ЮНЕСКО?».
В группу, которая работала тогда над подготовкой документации вошли лучшие специалисты по охране. Архитектор Никита Явейн высказал мнение, что эти люди «хотели как лучше, а получилось как всегда и даже хуже». Эксперты постарались взять под охрану как можно больше памятников, особенно в Ленинградской области – «типичное для тех лет желание сохранить все-все». По словам архитектора, тем самым мы нарушили правила игры: номинировать только центр города и некую буферную зону вокруг него. Например, включенный в список международного комитета центр Праги в 10-15 раз меньше, чем центр Санкт-Петербурга. И теперь наш объект (состоящий из множества разрозненных памятников на территории двух субъектов) является самым крупным и сложным в ЮНЕСКО.
…Получилось как всегда
Итак, номинация СССР на включение «Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в перечень была удовлетворена, но никаких документов ни российские, ни петербургские власти не получили, а сам подтверждающий «золотой сертификат» потеряли («в последний раз его видели где-то в кабинетах КГИОП в 1991 году»). То есть подлинной документацией долгое время вообще не владел никто – ни министерство культуры, ни наш город. «И на многие годы об этом просто забыли», - подчеркивает Вера Дементьева.
«Архитектор Никита Явейн (бывший на тот момент председателем КГИОП) делал неоднократные запросы, но его любезно отсылали в российскую Комиссию ЮНЕСКО», - рассказала Дементьева. Такие же запросы делала позже и сама Вера Анатольевна. К счастью, в 1999 году ЮНЕСКО принимает «Руководство по выполнению конвенции…», а в 2005 году начинает ретроспективную инвентаризацию городов и объектов всемирного наследия. И тогда в ответ на запрос приходит замечание, что наши документы не соответствуют их требованиям: не соблюдены границы, отсутствует система координат на карте, не указан масштаб, отсутствует кадастровый учет. В то же время отмечено, что наш объект – «чрезвычайно сложный»: исторический центр дополнен около 140 разрозненными объектами, разбросанными по территории 9 тыс. кв. км. Кроме того, отмечено отсутствие буферной зоны (на момент формирования документации это понятие не существовало).
По инициативе губернатора в феврале 2006 года к нам прибывает миссия ЮНЕСКО и вручает весь комплект документов, по содержанию которого высказались на круглом столе все эксперты.
…И даже хуже
В документации, помимо всего прочего, оказалась сбита типология объектов. То объектом выступает остров, то район, то сторона (Vassilyevsky Island, Petrogradskaya Storona). Кроме того, как объектов охраны там нет ни Эрмитажа, ни Адмиралтейства, а Кронштадт, наоборот, разделен на отдельные пункты. Также, по словам начальника Управления учета памятников КГИОП Бориса Кирикова, в этом перечне есть 15 никогда не охранявшихся государством объектов культурного наследия и объекты уже утраченные. «Есть и прямые ошибки, которые мы связываем с неверным переводом, - уточняет Вера Дементьева. – Например, указанные два зоопарка на самом деле являются зверинцами». «Название форта «Серая лошадь» было переведено как «зеленая», - подчеркивает Борис Кириков, - а зеленых лошадей не бывает…» (наименование Green Horse Fort сегодня в скобках помечено как Seraya Lochad).
И это еще не все. Никита Явейн заявил, что его сильно удивило включение в перечень номинаций Колтушского шоссе (Koltushskoe Highway) и других дорог наравне с Таврическим садом и остальными памятниками культуры и архитектуры.
Изъять и переименовать
По мнению КГИОП, нужно привести критерии отбора памятников к общему знаменателю, и сделать это требуется как можно скорее. «Инвентаризация нужна для того, чтобы навести порядок в охранной документации ЮНЕСКО, из-за путаницы в которой сегодня памятники не охраняются должным образом», - отметила Вера Дементьева. Многие объекты должны пройти экспертизу (некоторые – повторную). Причем приведения в порядок требуют не только сами памятники, но и методологический подход к ним, а также формулировки и их технический перевод. «Требуется не что-то изымать и перекраивать в списке, а дать единую идентификацию», - подчеркнул Борис Кириков. Но изымать, видимо, тоже придется. По его словам, нахождение многих объектов в этом списке нелегитимно: «Например, в деревне Поляны мы ничего не охраняем, а по закону государство должно предоставлять в ЮНЕСКО только то, что охраняет само».
На данный момент в ЮНЕСКО используют десять критериев оценки памятников для занесения их в охранный список. Среди этих критериев: уникальность художественного произведения, воздействие объекта на развитие мировой культуры, историчность и др. «По критерию историчности наш город пока соотнесен только с двумя событиями: строительством Санкт-Петербурга (1703-1725 гг.) и революцией», - уточнила Дементьева. КГИОП хочет внести правки и добавить как историческое событие Блокаду Ленинграда. В качестве примера Вера Анатольевна привела внесение по этому критерию в конвенцию ЮНЕСКО Освенцима и Хиросимы.
И тогда система заработает
В ЮНЕСКО существуют два вида охраны - объектная и градостроительная. «Наш город относится ко второму виду. Санкт-Петербург охраняется, как некий комплекс, состоящий из концентрации исторической застройки, градостроительного каркаса, ландшафтной составляющей, ансамблей и так далее», - рассказал начальник Управления зон охраны КГИОП Алексей Комлев. «В том, что от нас требуют, есть глубокий смысл, - заявил он. – После того, как мы подадим все нужные документы, мы попадем в мировой кадастр». Тогда, рассчитывают эксперты, у нас воцарится приоритет международного права над федеральным, и памятники будут охраняться как должно.
Руководитель Россвязьохранкультуры по Санкт-Петербургу и Ленобласти Виталий Калинин, в свою очередь, поторопил КГИОП со сроками. Он подчеркнул: сегодня у Санкт-Петербурга есть для этого и деньги, и специалисты, поэтому «сроки решения проблемы нужно устанавливать не больше чем полгода - год». За такое время, по мнению Россвязьохранкультуры, город должен устранить недочеты в документах, представленных 19 лет назад в ЮНЕСКО.
Взгляд художников
Заслуженный художник России, профессор Российской академии художеств, директор Института искусств СПбГУ Иван Уралов высказал свое мнение очень эмоционально: «Жаль, что мы не услышали слов тревоги, а выступавшие люди были очень прохладны, - сказал он. – За этой стеной находится панорама Невы, и мы все прекрасно знаем, что там сейчас происходит» (вид на здания Биржи, комплексы «Финансист», «Аврора» - прим. Автора).
Иван Уралов в очередной раз предложил ввести мораторий на строительство в историческом центре города, но теперь хотя бы на время: пока не будут выработаны адекватные методы сохранения культурного наследия (год-два). «Да, нам нужны новые документы в ЮНЕСКО, - убеждал он, - но для того, чтобы они начали действовать, нам нужен еще один документ – временно запрещающий строительство и реконструкцию в историческом центре».
Заслуженный художник России, член экспертного совета Всемирного клуба петербуржцев Никита Фомин поддержал идею коллеги по цеху о временном моратории на строительство в центре города. «Дом горит, а мы выясняем, запланированы ли в доме пожарные гидранты. Мы нашли виноватого – ЮНЕСКО – в появлении таких зданий как «Финансист». А мы сами, без ЮНЕСКО, не можем город охранять?» - удивлялся Никита Фомин. «Раз наше федеральное законодательство не справляется с охраной культурного наследия, мораторий необходим. И я готов в течение часа обвести вам на карте красным карандашом то, что эксперты будут определять два года», - заверил присутствующих художник. По его словам, если федеральный закон не работает, то нужно входить в Законодательное Собрание со своими инициативами.
Итоги встречи подвел директор Государственно Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он предложил создавать «общественный фон», на котором буду приниматься в дальнейшем ответственные решения. В ближайшее время предметами для дискуссии «в жанре спокойного обсуждения серьезных вопросов» должны стать вопросы о высотном регламенте, а также об аварийных зданиях, истинная аварийность которых вызывает много сомнений.