Как сказал на заседании градсовета Юрий Лужков, в лондонской лаборатории архитектора Нормана Фостера он убедился в том, что каждое окончательное архитектурное решение отрабатывается через сто вариантов. В настоящее время в столице реализуется несколько проектов Фостера, из которых самый масштабный – башня «Россия» высотой в 600 метров: ее возведение началось не так давно на севере территории «Москва-Сити». Однако, как заявил мэр, других «Фостеров» Москве не надо. Дело в том, что некоторые архитекторы слишком рьяно взялись за повторение пройденного. За что и были отчитаны.

«Яйцо» забраковали
Одним из проектов, попавших на обсуждение, был 60-этажный небоскреб в форме яйца, который представила MiraxGroup. Проект этот предназначался для участка №25 в Сити, и был разработан архитектором Георгием Елиным. Дом-яйцо успели даже широко анонсировать в ноябре прошлого года и «вписать» в 3D-макеты Сити.
Однако мэру идея не приглянулась. Лужков вполне резонно заявил, что такое здание в мире уже построено – кстати, по проекту все того же Фостера. Это The Gherkin, в котором расположена мэрия Лондона. По словам мэра Москвы, «это тривиальная конструкция в овальном стиле». Сам он был в этом здании и особой радости не испытал. К тому же Москве, по его словам, претит вторичность. И повторять всемирно известные сооружения в столице не будут.
Кроме того, сказал Лужков, «всаживать» башню общей площадью в 275 тыс. кв. метров у самого берега Москвы-реки может быть чревато не самыми приятными последствиями. К тому же, хотя официально башню хотели строить на месте сносимой энергоподстанции №805, на деле она «залезла» на территорию «аптекарского сада», который, по мнению мэра, мог бы превратиться в прекрасную рекреационную зону рядом с Сити.
 

Из Америки – с любовью
А вот проект всемирно известного американского архитектора Фрэнка Гери, наоборот, получил одобрение. Гери прислал в Москву макет 17-этажного пятизвездочного отеля на 180 мест для Садово-Самотечной улицы. Это место (владение 13) – находится практически на стыке Цветного бульвара, Олимпийского проспекта и самого Садового кольца – точнее, Самотечной эстакады.
Одобрение же американец получил за то, что, как было отмечено, удачно «прочувствовал» градостроительную среду Москвы, в которой превалируют именно высотные объекты пирамидальной формы. Его башня с несколько сдвинутыми ярусами удачно вписывается в поворот Садового кольца. Московские архитекторы отметили, что центру города не хватает «опережающей архитектуры», которая не стремится довлеть над всем и вся, но вносит свою интересную ноту в сложившиеся ансамбли.
Теперь в Москве ждут самого Фрэнка Гери.

Никакой отсебятины
А вот при обсуждении проекта реконструкции другого объекта на Садовом кольце – знаменитых Провиантских складов на Зубовском бульваре – без споров не обошлось. Правда, против самих планов реконструкции памятника архитектуры – в него входят три больших корпуса так называемых «магазинов» или складов и небольшой домик кордегардии – никто не возражал. А вот что делать с комплексом после реставрации? По словам главы стройкомплекса Москвы Владимира Ресина, спорить тут не о чем: в Провиантских складах будет музей.
Вот только, по новомосковской традиции, территорию дворика решили накрыть стеклянным куполом – чтобы «не пропадала». А для этого со стороны Кропоткинского переулка надо пристроить еще один корпус-новодел, чтобы замкнуть ансамбль. Вот против новодела и выступила часть архитектурной общественности. Но проиграла. Новый корпус со стороны переулка решили все-таки пристроить, но он должен быть «скромным, даже застенчивым», чтобы не конкурировать с шедевром архитектуры. А над внутренним двором появится аккуратная стеклянная кровля.
Напомним: ансамбль Провиантских складов построил в первой четверти позапрошлого века петербургский архитектор Василий Стасов в сообществе с московским коллегой Федором Шестаковым в стиле «ампир». Во всем мире подобные сооружения сегодня уже занимают музейные экспозиции. Однако до недавнего времени в складах «квартировала» автобаза Министерства обороны РФ.
 

А купол нужен?
Обсуждали собравшиеся и проект депозитарно-реставрационного комплекса музея-заповедника «Московский Кремль». Это здание в три-четыре этажа с неполным верхним техническим этажом и двумя подземными этажами. Спорили о крыше – делать ли ее плоской или нужно увенчать куполом? От чего столь серьезно? Здание расположится на Боровицкой площади, в северной ее части, недалеко от «Дома Пашкова» и других старинных зданий – надо, чтобы «вписалось». Утвердили предложение Лужкова: надстроить над комплексом стеклянный купол, но невысокий, чтобы не было «перекосов в ансамбле».
Строительство комплекса будет вестись в охранной зоне Московского Кремля, на земельном участке, ограниченном улицами Моховая, Манежная и территорией природного комплекса номер 43, а также участками вновь выявленных памятников архитектуры - усадьбы Гедеонова и усадьбы Шаховского. Его общая площадь составит 22,9 тысячи квадратных метров, причем 10,5 тысячи квадратных метров будет приходиться на наземную часть комплекса. Площадь земельного участка под строительство депозитарно-реставрационного комплекса достигнет 0,75 гектара.
 

Он еще не умер!
Одним из самых интересных проектов, представленных на Общественном градостроительном совете, был макет осовремененного Дворца культуры АЗЛК и Дворца спорта АЗЛК. Напомним, что сам завод был признан банкротом полтора года назад, однако его спортивные сооружения город оставил за собой. Так что недалеко от станции метро «Текстильщики» через несколько лет появится практически новый универсальный легкоатлетический комплекс «Москвич». Точную дату окончания строительства назвать сложно, поскольку о начале работ говорят пока лишь «после 2010 года». Дело в том, что сначала надо построить новый физкультурно-оздоровительный комплекс на Рязанском шоссе в 2009 году. Туда переведут все спортивные школы, которые пока занимаются в спорткомплексе на Текстильщиках, а уже потом на площадку придут строители.
При строительстве комплекса планируется оборудование съездов с четвертого транспортного кольца к стадиону. Проектом строительства также предполагается возведение легкоатлетического манежа. На месте старого катка будет построена крупная автостоянка, которая займет всю подземную площадь. Там же будет размещен полноценный легкоатлетический стадион. Проект предусматривает строительство специального пешеходного моста от жилого района до метро: можно не только проходить через территорию стадиона, но и смотреть сверху, как тренируются легкоатлеты.
Сам стадион сможет вместить 25 тысяч зрителей, а для приезжих спортсменов предусмотрена гостиница на 200 мест.


 

 

Текст: Николай Севрюгов