Как рассказал главный археолог города Александр Векслер, земля возле этих бревенчатых стен из сосны и дуба была начинена редкими монетами, торговыми пломбами, импортными украшениями, оригинальными артефактами, предметами быта. Среди потрясающих находок есть и уникальный клад монет чеканки князя Василия, сына Дмитрия Донского. Улица Ильинка, когда-то бывшая частью богатого посада, для московских археологов вообще излюбленное место: тут каждый квадратный сантиметр земли – история.
Раскопки – круглый год
Когда велась реконструкция Гостиного двора (1994-2005 гг) – это в двух шагах от Ильинки, - были найдены самые крупные из московских кладов. Не менее интересные находки сделали археологи и рядом с церковью Ильи Пророка, которая старше храма Василия Блаженного. А на этот раз Столичное археологическое бюро откопало у Теплых торговых рядов богатый некогда район. Здесь, в квартале между древнейшими улицами - Ильинкой и Никольской, жила феодальная знать и богатые купцы, люди известных в истории Москвы фамилий, например, Вельяминовы и Весяковы… Работы были начаты зимой, сразу после Нового года, и вот только-только закончены. Оказывается, современные обогревательные приборы – например, теплопушки – позволяют археологам работать круглый год, без перерывов. Гораздо больше забот, нежели мороз, доставили историкам летние ливни: приходилось постоянно откачивать воду, а стальные балки и швеллеры прогибались, сдавливаемые разбухшим от воды грунтом.
В таких адских условиях только редкие находки заставляли обо всем забывать. Культурный слой здесь мощный - 5 с половиной метров, земля влажная, как в Великом Новгороде, прекрасно сохраняющая дерево и другую органику. Несмотря на то, что бревна, из которых были сложены срубы, выглядят так, как будто простояли полвека, археологи уверены: это жилые и хозяйственные постройки времен Ивана Грозного, а те, что были найдены слоем ниже – века на два старше. Маленькие срубы - это колодцы, они были очень глубокие. Нашли и остатки частокола – палисада, разделяющего усадьбы.
И все-таки – музей?
Когда видишь все это богатство, невольно возникает вопрос: а что дальше будет со всеми этими находками? Ведь нашли их на территории так называемых Теплых торговых рядов – памятника архитектуры XIX века. Построили ряды в 1865 году. Сейчас этот памятник архитектуры решено не просто отреставрировать, но превратить в многофункциональный комплекс: тут будут и торговые площади, и апартаменты с гостиницами – правда, тут трудно сказать, какой категории. Ведь окна будут выходить на Кремль и Храм Василия Блаженного. Видимо, владельцы старинного здания от работ археологов не в восторге?
Но, по словам Векслера, в этом вопросе есть понимание и есть стремление сделать все доступным для показа. Археологи затрудняются сказать, будет ли тут полноценный музей. Но интересная историческая экспозиция, вроде той, что открыта рядом с Театральной площадью (находки, сделанные при строительстве Торгового комплекса «Охотный ряд»), будет тут обязательно.
Правда, пока все мелкие находки – а артефактов нашли более двух тысяч, приходится хранить в прохладном месте: для сохранности древних предметов надо держать их в той же среде, в какой они и пролежали свыше 500 лет. Наиболее интересные - стеклянная иконка с изображением Спасителя, судя во всему, привезенная из Византии в том же XV веке. Или перстень, украшенный стеклом с красной подкладкой – изделие явно венецианское.
Со всего света
Такое изобилие привозных находок, по мнению архитекторов, и свидетельствует о зажиточности и даже богатстве владельцев отрытых срубов. Очень много найдено пломб, которые вешали на тюки с товаром. Найдены пломбы из немецких земель (на них изображен, скорее всего, император Священной Римской империи), из Франции – на них изображена лилия. Всего пломб более 80, не со всеми ученые разобрались.
Нашли еще примерно столько же стеклянных браслетов – ранее их в Москве практически не находили. Не меньше и перстней с печатками. А больше всего – глиняных птичек-свистулек. Есть битые, но нашли и целые – хоть сейчас свисти!
Есть среди находок пряслица из шифера. Пряслица – это такие грузики, которые вешали на веретенца: благодаря пряслицам они ровнее крутились. Пряслицам этим – под тысячу лет! Они вообще домонгольского периода. Есть печати на белом камне, часть терракотового барельефа с мужским бородатым лицом – Иван Грозный? Есть железные образки, частицы серебряных окладов икон, крестики, ножи, грузила из камня и керамики.
Но главное, конечно, клад. Правда, маленький: десяток серебряных монеток-чешуек. На каждой – всадник-ездец, иначе – охранитель Москвы Георгий Победоносец. Деньги эти – эпохи царя Василия Дмитриевича. Кстати, сына Дмитрия Донского и прапрадеда Ивана Грозного. А денег более поздних периодов – видимо-невидимо. Археологи говорят, что это очень серьезный вклад в знания о древней столице. Благодаря таким находкам можно говорить о Москве как древнем центре всеевропейской торговли
Подарки истории
Вообще последние годы чаще радуют археологов, чем огорчают. Не то, что раньше. Так, в 1988 году, при прокладке обычного коллектора, рабочие наткнулись на старинный Кузнецкий мост через реку Неглинную, стоящий на дубовых сваях. Мост архитектора Дмитрия Ухтомского середины XVIII века оказался в приличном состоянии. Однако мост могли бы снести, если бы не общественность: в пикетах приняли участие сотни горожан, в том числе и Александр Векслер. Правда, в то время у Моссовета не было денег для консервации моста: его просто аккуратно закопали и сверху накрыли асфальтом. До поры до времени. И вот эта пора наступает: власти Москвы считают, что настало время снова раскопать старый мост и превратить его в музей.
А в начале этого года при строительстве подземного перехода под Садовым кольцом нашли фундамент Сухаревой Башни, снесенной 74 года назад: взору археологов предстала белокаменная арка прекрасной сохранности – она стала частью перехода.
Немало находок сделано при реконструкции Большого театра. А в ближайшие годы явится на свет Белый город. В XVI веке в Москве была построена крупнейшая на Руси белокаменная крепость – ее возвели в 1585-1593 годах. Когда в XVIII веке на этом месте разбили бульвары, снесли только стены: фундаменты остались под землей нетронутыми – девять километров истории!
Строил Белый город знаменитый зодчий Федор Конь: он же возвел и стены Смоленска.
Между прочим, Александр Векслер считает, что Москва гораздо древнее, чем считается сегодня. Исчисление московской истории ведется с берестяной грамоты, датированной 1147 годом. В ней князь Юрий Долгорокий пишет своему брату: «Приди ко мне, брате, в град Москов». Как полагают археологи, на тот момент у Москвы уже была как минимум вековая история.
Столичные ученые считают, что доказать эту гипотезу можно, только ведя археологические раскопки в центральном районе города. Который сегодня становится открытым для археологов.