План развития поселения – документ пространственного планирования, регламентирующий использование тех или иных территорий. По сути, он представляет собой карту города. Но, в отличие от привычных схем, в данном документе отображено не то, что уже существует, а то, что предполагается реализовать в обозримом будущем. По последнему, «рыночному», плану Петербург к 2015 году должен превратиться в «открытый европейский город». Это понятие, по мысли разработчиков, в частности, подразумевает осуществление «функции крупнейшего национального и одного из основных европейских центров науки, культуры, подготовки кадров, здравоохранения и профессионального спорта». Для достижения столь амбициозной задачи, разумеется, городу необходимо должным образом развиваться.
Простерлась длань Петра
В истории Петербурга Генпланы составлялись всегда. Первый собственноручно начертил император Петр I. Надо заметить, самодержец ранее не имел опыта пространственного планирования. Поэтому чертеж новой столицы в течение всего царствования претерпел как минимум три жестких редакции. Петр Алексеевич обозначал центр будущего мегаполиса то в Кронштадте, то на территории нынешней Петроградки, то на Васильевском острове.
С Петра I началось планирование городов рукой государя. Об общественных слушаниях тогда не могло быть и речи: народная монархия (местное самоуправление) в VIII веке прекратила свое существование. Земский сход уже не решал, где разбить рынок, а где прорыть канал или возвести оборонительное сооружение. Все зависело от монарха или назначенного им чиновника
Расцвет пространственного планирования настал в эпоху царствования Екатерины Алексеевны, иначе говоря, Екатерины II. Императрица впервые ввела его по всей стране. Все сколько-то значимые города обрели карты перспективного развития. Таким образом, в Россию пришел европейский стиль организации пространства. В результате складывавшаяся веками традиция градостроительства была разрушена. Сегодня получить отдаленное представление о том, как выглядел средневековый город, можно лишь в редких «музейных» кварталах Пскова, Новгорода, Ярославля.
Петербурга, разумеется, градостроительная революция не коснулась. Северная столица изначально планировалась как европейский город.
Генплан не для аристократии
С приходом европейской культуры градостроительства в крупных русских городах практически исключили стихийную застройку. Особенно это было свойственно Петербургу. Разрешение на проведение строительных работ выдавалось только по согласованию с действующим планом. Впрочем, либерализм в определенной мере был не чужд монархии. В наше время землям, находящимся в частной собственности, присваивается то или иное функциональное назначение, то есть даже на своей территории нельзя возводить все, что заблагорассудится. В дореволюционном Петербурге строго регламентировалось строительство только на государственных землях, а частники имели полную свободу.
Валентин Назаров, академик архитектуры, генеральный директор ЗАО «НИПИград» Действующий Генплан отличается от всех предыдущих прежде всего своим предназначением. Раньше его делали для чиновников, управляющих городом. Теперь он создается не для начальства, а для граждан. Например, кто-то хочет вложить деньги в покупку жилья, строительство промышленного или коммерческого объекта. И он должен знать, что будет рядом. Человеку, приобретающему квартиру за большие деньги из-за хорошего вида из окна и прекрасной экологии, необходима уверенность в том, что около его дома никогда не возведут завод. А если все-таки могут построить, то нужно понимать это заранее. |
Например, современным «спортивным уклоном» застройки значительной части территории Крестовского острова мы обязаны ее бывшему владельцу графу Белосельскому-Белозерскому. На своих землях он создал спортивный центр Петербурга. Граф построил там гребные базы и теннисные корты. Здесь же петербуржцы занимались конной выездкой, спортивной стрельбой и, кстати, футболом. Так что возведение на Крестовском футбольного стадиона исторически справедливо.
На этом же острове граф продавал участки под строительство дорогого жилья. Поэтому можно сказать, что современная элитная жилая застройка тоже уходит своими корнями в историю.
Частные владельцы по собственному желанию изменяли функциональное назначение территорий. Например, граф Кушелев-Безбородко владел огромными сельскохозяйственными угодьями на Выборгской стороне, но возвел там заводскую Выборгскую слободу, превратив территории в один из крупнейших промышленных центров страны.
Застройку же государственных земель в Петербурге всегда контролировал лично император. К Генплану относились не как к закону, а как к рабочему документу власти. Чиновники могли вносить в него свои изменения, но только по мелочам. Базовые вещи, например, «красные линии» улиц (их направление и ширину) имел право менять только император. Это был важнейший элемент градостроительной дисциплины. Постепенно в царской России пришли к необходимости создания специального законодательства, которое бы регулировало данную сферу деятельности.
Петербург по Ильину
После революции процесс градостроительного планирования временно приостановился. Предпринимались лишь отдельные попытки вести эту работу, но их явно было недостаточно для появления столь масштабного документа, как Генеральный план.
В 1919 году при Петроградском совете коммунального хозяйства была создана Комиссия градостроительства под председательством И.А. Фомина. При ней работала «Архитектурная мастерская Совкомхоза по урегулированию плана г. Петрограда и его окраин». Мастерская просуществовала до 1923 года и за это время разработала ряд предварительных проектов планировки отдельных районов города, прежде всего рабочих окраин: Выборгской и Петроградской стороны, Нарвского района, Охты, Васильевского острова и других. Кроме того, в 1921 году мастерской Фомина была выполнена «Схема зонирования застройки Петрограда», что стало предвестником грядущей эпохи советского градостроительного планирования.
Первый Генеральный план развития Ленинграда разработали в 1935 году. Согласно этому документу предполагалось, что город будет расти в южном направлении. Новое строительство должно было со временем охватить огромные территории на юге Ленинграда, где намечалось создание общегородского центра с его главной магистралью – Московским шоссе. Там же задумывалось возвести главное административное здание – Дом Советов. В 1936 году план собирались утвердить, но по ряду причин этого не случилось. Однако реализация его положений шла полным ходом. Результатом явилось развитие города вдоль Московского проспекта и проспекта Стачек (то самое движение на юг). Правда, новым центром территория Московского района вокруг Дома Советов так и не стала. В послевоенном Генплане эта роль по-прежнему отводилась исторической части города. Впрочем, документ 1948 года, как и предыдущий, еще не являлся в полном смысле Генеральным планом, так как не имел статуса закона.
Кусок пирога
Первый «истинный», то есть утвержденный в Москве, документ приняли в 1966 году. С него началась недолгая эпоха советских Генпланов. Таковых было всего два – 1966 и 1987 годов.
В создании обоих «дорыночных» документов принимал участие нынешний глава ЗАО «Петербургский НИПИград» (компания – разработчик действующего Генплана) академик Валентин Назаров. По его словам, советские Генпланы отличались от предшествующих и современного «рыночного» тем, что предназначались не столько для управления развитием города, сколько для того, чтобы обосновать в Москве получение денег на строительство и реконструкцию. Потому что планирование, как и все управление, в СССР было сугубо централизованным, на развитие Ленинграда ресурсы выделялись в Москве на основании заявки, в качестве которой и использовался Генеральный план. Конечно, он не являлся документом, обеспечивающим автоматическое бюджетное финансирование, но если какой-то объект в Генплане отсутствовал, то получить деньги на его строительство было практически невозможно.
Между тем положительный эффект планирования советского периода трудно переоценить. О качественной работе планировщиков той эпохи, создававших чертежи петербургских спальных районов, в частности, говорит сегодняшний вторичный рынок жилья. Сейчас в нашем городе цена мало зависит от местоположения: квадратный метр в хорошей квартире на Фонтанке стоит дешевле, чем у Ледового дворца или в Озерках. У каждого района свои преимущества, которые и ценят его жители.
Последнему советскому Генплану так и не суждено было дожить до своей конечной даты – 2005 года. По сути, он перестал действовать еще в 90-х, потому что страна стала другой.
Оптимизма не хватило
Разработкой нового Генплана по заказу администрации занимались ЗАО «Петербургский НИПИград», а также около 20 субподрядных организаций из числа городских отраслевых институтов. Авторами была проведена комплексная оценка территорий в границах субъекта федерации и определены задачи дальнейшего социально-экономического роста.
10 июня 2004 года Городской общественный совет в целом одобрил концепцию Генплана.
Справка «ДН»:: Целевые установки Генерального плана:
Источник: собственная информация |
Чиновники КГА и профильных комитетов выбрали и оформили один из предложенных вариантов будущего развития города. Концепцию первого в стране «рыночного» Генплана на заседании Правительства представлял председатель Комитета по градостроительству и архитектуре. По его словам, чиновники комитета из рассматриваемых вариантов – прогнозов развития мегаполиса – выбрали самый оптимистический. Основная идея концепции: превращение Северной столицы в «открытый европейский город».
В соответствии с генеральным планом к 2015 году доходы населения возрастут в 3–3,5 раза, обеспечение жильем составит 27 кв. м на человека, а к 2025-му – 30 кв. м. Именно такова современная картина в «открытых европейских городах», например, в Стокгольме или Париже.
Смольный за десять лет надеется ликвидировать отставание и по другим направлениям. В частности, у современного Петербурга в 2–3 раза ниже европейской обеспеченность офисными пространствами и вообще деловой недвижимостью. То же самое можно сказать о количестве и качестве объектов транспортной инфраструктуры. В Северной столице чрезвычайно мало, например, внутригородских скоростных автодорог. Только к 2010 году их число планируется увеличить с 27 до 133(!) трасс.
В прогнозе на двадцать лет не прибавилось ни одного аэропорта. Видимо, предполагается расширение двух существующих (если считать Пулково-1 и Пулково-2 разными авиаузлами). Иначе отставание по пассажиропотоку не будет ликвидировано. Петербургские аэропорты сегодня обслуживают около 2,5 миллиона человек в год. Авиаузлы западных соседей в среднем по 10 миллионов.
В январе 2005-го председатель КГА Александр Викторов объявил, что работа над Генпланом завершена. Губернатор Петербурга поручила комитету подготовить проект закона до 1 июля и внести его в ЗакС не позднее 1 сентября того же года.
Один семерых не ждет
На пленарном заседании петербургского парламента в конце декабря депутаты приняли в целом Генеральный план Санкт-Петербурга. В третьем чтении были рассмотрены поправки, устраняющие внутренние противоречия документа. По словам главы комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Михаила Амосова, «этот двадцатый по счёту в истории города Генплан впервые принят в виде закона, а следовательно, рассмотрение противоречащих ему документов теперь возможно только в судебном порядке».
Однако вскоре под суд попал и сам Генплан – семеро инициативных граждан подали иск на объявление Генерального плана недействующим. Заявители утверждали, что с принятием этого документа было нарушено законодательство – поправки к первому варианту Генплана не прошли все необходимые экспертизы. По их мнению, КГА предоставил гражданам неполную информацию и фальсифицировал протоколы слушаний. Тяжба длилась около года. В июне 2007-го Городской суд вынес вердикт: иск горожан не удовлетворен. Прокурор Олег Левко признал доводы заявителей необоснованными. Истцы угрожали подать кассационную жалобу в Верховный суд РФ и, в случае её неудовлетворения, обратиться в Европейский суд. Пока о развитии этой истории информации нет.
В декабре 2005 года депутаты Законодательного Cобрания приняли Генплан, и вскоре закон был подписан губернатором. Однако спустя всего полгода после вступления в действие этого документа принимается решение о его корректировке.
В Генплан в процессе доработки предполагалось внести до тысячи поправок. В итоге были приняты около четырехсот. По словам заместителя председателя КГА Виктора Полищука, все правки имеют локальный характер. В различных местах карты города были изменены границы функциональных зон. Причиной корректуры послужило то, что Генплан готовился в то время, когда еще не был обнародован национальный проект «Жилище», не изъявили желание строить свои заводы такие крупные инвесторы, как Toyota, General Motors и другие. Так что в сделанных ранее «оптимистичных» прогнозах оказалось недостаточно оптимизма. В результате разработчикам пришлось расширять некоторые функциональные зоны.
Слушания вполуха
Скорректированный Генплан прошел общественные слушания во всех районах города. Процесс их проведения вызвал немало нареканий со стороны экспертов.
КГА обеспечил градостроительные экспозиции во всех помещениях муниципальных советов города и районных администраций. Однако жителям при этом не всегда удавалось рассмотреть запланированные изменения «под микроскопом».
Специалистами центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей «ЭКОМ» после детального изучения корректировок было выявлено множество фактов, которые вызвали бы бурный протест граждан, имей они возможность профессионально изучить документ.
Сопоставление начальных карт с откорректированными позволило установить, например, что дома 130–136 по Московскому проспекту переведены из жилой застройки в деловую; квартал 25 Малой Охты («сталинская» застройка) оказался отнесен к зоне 2ЖД (малоэтажной жилой застройки 2–4 этажей); на территории Парка городов-героев напротив дома 16–1 по Московскому шоссе появилась зона спортивных сооружений. Всех этих поправок в списке не было, поэтому обсуждать их на слушаниях заинтересованные жители не могли.
Более детальное разграничение назначения объектов (а также их планировки в пределах кварталов), этажность зданий в рамках территориального зонирования (утверждено Постановлением Правительства Петербурга от 28 декабря 2007 года) будут определены в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Предполагается, что депутаты Законодательного Собрания положительно проголосуют за проект закона о ПЗЗ в сентябре текущего года.
В ходе общественных слушаний многократно возникал вопрос: за счет чего были увеличены зоны под промышленность и жилье? При этом всегда подразумевалось, что Правительство, преследуя свои цели, отбирает у горожан «зеленку». Виктор Полищук успокаивал активных граждан следующим образом. Он уверял, что рекреационные зоны (зеленые насаждения, парки и др.) по «общей площади ощутимо не пострадали». Заместитель главного архитектора Петербурга подчеркивал, что изменения имеют сугубо локальный характер.
Виктор Полищук выделяет четыре основные группы поправок, внесенных в Генплан. Во-первых, была изменена граница города по причине намыва новой территории в западной части Васильевского острова. Во-вторых, увеличена доля жилья на южных землях (уже реализуется проект малоэтажного поселка Новая Ижора). Третья группа поправок связана со строительством сети региональных дорог (прежде всего платной трассы Петербург – Москва). И последняя – с увеличением промышленных территорий из-за возведения трех иностранных автомобильных заводов.
Остается отметить, что действующий «рыночный» Генплан хорош тем, что не особенно мешает городу расти и развиваться – Смольный фактически отстранился от регулирования градостроительной деятельности.