Вдвое в сравнении с прошлогодним вырос объем средств, выделенных на дорожное хозяйство Ленобласти. Однако областное правительство готово ввести дополнительные меры регулирования и внести изменения в региональное законодательство. Таким образом оно надеется обеспечить дальнейшее финансирование отрасли и сберечь трассы от разрушения тяжелым промышленным транспортом.
Денежное удвоение
Тема содержания и ремонта региональных автодорог со второй половины года стала самой острой для обеих ветвей областной власти. Не проходило ни единого пленарного заседания Законодательного собрания, на котором не обсуждалось бы плачевное состояние важнейших путей сообщения. А губернатор признал, что уже не социальные проблемы, но именно разбитые дороги являются ныне для жителей области главным раздражителем. Неизменно заявляя, что во всем виноваты промышленники, использующие многотонные карьерные самосвалы и транзитный транспорт (коего в разы больше, чем местных машин). Но областные власти находили все новые суммы для вложений в дорожную отрасль. Около месяца назад бюджетные ассигнования были увеличены еще на 1, 3 млрд руб.
Сегодня в годовом плане расходов Комитета по дорожному хозяйству – 6,4 млрд руб. В 2006 году он располагал 1,5 млрд, в 2007 – 3,7 млрд.
И областные, и муниципальные власти сознают: одного года на то, чтобы переломить ситуацию не хватит. Не построить за несколько месяцев и обещанные дороги ко всем населенным пунктам с численностью жителей более 100 чел. Для строительства таких путей к центральным усадьбам, а от них к деревням придется принимать отдельную, еще не разработанную программу.
На паях с федералами
17 июня область заключила соглашение с Федеральным дорожным агентством о выделении субсидий на строительство и реконструкцию автодорог на сумму 1 млрд 482 млн руб. Непременное условие выделения этих денег - 20-процентное финансирование со стороны региона.
В соглашение включены реконструкция Дороги жизни, которая в этом году будет стоить 567 млн руб. (на 1 июля было освоено почти 360 млн руб.), и строительство дороги Петербург – Сортавала на участке КАД – Скотное, на которые выделяется 779 млн руб. (этот участок осенью перейдет в федеральную собственность). Однако если по первому из этих объектов проведены торги и полностью готова проектно-сметная документация, со вторым все сложнее: проект пришлось корректировать, а генподрядчик будет избран заново. Уже идет подготовка соглашения о расторжении договора с предыдущим подрядчиком – «Дорстройпроектом», на которого областные власти уже подавали в арбитражный суд иск об обязании исполнить ранее заключенный договор. Торги по определению нового подрядчика состоятся между 1 и 10 августа. Тогда же будет открыто финансирование.
Областные власти по-прежнему жалуются на нехватку средств, выделяемых из российского бюджета на федеральные дороги, проходящие по региону. Губернатор периодически звонит в российское Правительство, дабы добиться больших вложений. Но, например, ремонт Таллиннского шоссе – еще только в проекте.
Версты сосчитают десятками
Областной Комитет по дорожному хозяйству в нынешнем году попытается с помощью нововведений повысить качество строительных и ремонтных работ, чтобы весной не пришлось укладывать километры покрытия заново. Текущие ремонты отныне будут проводиться на участках протяженностью 10 км и более, что, согласно ожиданиям чиновников, в дальнейшем скажется и на содержании дорог.
Комитет отказался от авансирования работ и разбил весь объем выделяемых средств на 5 больших лотов. Это должно стать препятствием для маленьких, не обеспеченных ресурсами, компаний.
На 18 июля назначен аукцион по трем основным лотам на общий объем финансирования 1млрд 380 млн руб. Несмотря на значительный объем работ, подрядчики должны выполнить их к 15 сентября.
В целом же по области как торги, так и разработка проектов должны завершиться до конца июля.
На строительство областной автодороги Петербург – Сортавала на участке Скотное –Магистральное из регионального бюджета выделено 754 млн руб.; в том, что строительство будет продолжено, сотрудники Комитета не сомневаются. Реконструкция дороги Зеленогорск – Приморск – Выборг на участке между 16-м и 42-м км обойдется в 2008 году в 518 млн руб. Конкурс, определивший подрядчика состоялся, и документация разработана. Еще 358 млн направлено на реконструкцию участка дороги Лодейное Поле – Вытегра. Работы должны завершиться в октябре.
Однако на трассах самых загруженных транспортом Гатчинского, Выборгского и Всеволожского районов, в которых живет почти 40% населения региона, проблему так называемого хронического «недоремонта», по признанию официальных лиц, удастся решить только в будущем году, не раньше.
Закрыть и сохранить
Многочисленные нарекания на непроезжее состояние многих трасс губернатор Валерий Сердюков видит не в ограниченном масштабе ремонтных работ, а в резком росте числа личных машин у населения: «Дорог не было – нет и по сей день. Но машины появились. Поэтому сегодня кто только о дорогах не пишет: и глава волости, и глава деревни». Если верить обещаниям губернатора, в 2009-2010 годах состояние всех региональных трасс будет улучшено.
Однако без активности муниципальных властей это невозможно. Главы поселений вправе запретить проезд большегрузного транспорта по своим дорогам, поскольку для крупных грузовиков заинтересованные организации должны строить специальные, «технологические» пути. «Я не знаю, почему не принимаются решения, а песок везут под окнами домов, - заявляет губернатор. - Нет ни одного запрещающего решения. А потом говорят: разрушили дорогу в деревне».
Глава региона распорядился подготовить проект областного закона о движении транспорта большой грузоподъемности по населенным пунктам и дорогам регионального значения. В сентябре проект должен быть внесен в Законодательное собрание. Его принятие будет означать, что за пользование обычными путями сообщения с владельцев большегрузного транспорта органы власти будут взимать плату. Деньги пойдут на восстановление дорог, иначе на ремонт не хватит всего областного бюджета.
Одновременно будут приняты меры в отношении ДРСУ. Областное руководство считает, что эти ремонтные организации могли быть потеряны для региона. Их имущество, приобретенное в свое время за бюджетные деньги, было отдано в аренду частным фирмам, контроля за деятельностью ДРСУ не было. «Наведем порядок, недолго ждать осталось. К концу года будут серьезные изменения», - обещает Валерий Сердюков.
Чтобы выстроить перспективу на ближайшие годы и синхронизировать строительство и ремонт дорог с другими экономическими процессами, областное правительство намерено разработать концепцию развития автодорог Ленинградской области на период до 2015 года с прогнозными показателями до 2020 года. В последние месяцы руководители исполнительной власти региона сделали несколько заявлений о долгосрочных планах дорожного строительства, в том числе прокладке новых автоколец вокруг Петербурга - КАД-2, КАД-3, КАД-4. На разработку концепции выделено 12,5 млн руб.