Принятый в конце декабря прошлого года закон «О саморегулируемых организациях» (СРО) прописал лишь общие принципы функционирования таких профессиональных объединений. С утверждением поправок в Градостроительный кодекс начался долгожданный процесс замены системы государственного лицензирования на саморегулирование в строительной сфере.

Подвели под СРОк
Утвержденный Госдумой РФ 2 июля закон предусматривает прекращение выдачи лицензий предприятиям, занимающимся строительными, проектными или изыскательскими работами, с 1 января 2009 года. Окончательно система лицензирования перестанет действовать 1 января 2010 года. Таким образом, после 31 декабря следующего года членство в СРО станет обязательным условием допуска на рынок.
Согласно положениям принятых поправок, предусматривается создание двухуровневой системы саморегулируемых организаций в строительной сфере. Речь идет о региональных союзах и общероссийском объединении, членство в котором будет обязательно для СРО, работающих на территории субъектов федерации.
Основные права и полномочия по допуску компаний на рынок получили региональные сообщества. Общероссийское объединение будет заниматься лишь координирующей и методической работой. В том числе – представлять интересы участников СРО в органах исполнительной и законодательной власти.
Контролировать деятельность строительных саморегулируемых организаций, скорее всего, будет Министерство регионального развития РФ. Окончательно данный вопрос планируется решить в течение месяца после подписания поправок в Градостроительный кодекс Президентом.

Трудности компенсации
По мнению разработчиков документа, введение системы саморегулирования строительной деятельности позволит создать эффективный механизм обеспечения ответственности участников строительного рынка.
Чтобы воплотить этот тезис в жизнь, законодатели установили весьма высокие требования к обеспечению имущественной ответственности членов СРО. Поправки в Градостроительный кодекс предусматривают обязательное создание силами каждого СРО так называемого компенсационного фонда. Каждый из участников саморегулируемой структуры, объединяющей проектные организации или компании, занимающиеся инженерными изысканиями, должны будут перечислить в «общую кассу» от 150 тыс. до 500 тыс. рублей. Для строительных компаний размер взноса составит от 300 тыс. до 1 млн рублей.
Однако далеко не все участники рынка считают данное положение документа адекватным в нынешней ситуации. По мнению начальника юридического отдела Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Юрия Курикалова, идея установить столь высокие отчисления в компенсационный фонд повлечет за собой весьма негативные последствия для представителей малого и среднего бизнеса. «Вопрос обеспечения имущественной ответственности без ущерба для работы небольших компаний можно решить только путем введения системы обязательного страхования их деятельности», - считает Юрий Курикалов.
В принятом Госдумой варианте документа законодатели лишь рекомендуют участникам рынка страховать свою профессиональную ответственность.

Количество и качество
Больше всего вопросов вызывает положение, касающееся минимально допустимого количества членов СРО. Согласно утвержденным Госдумой поправкам в Градостроительный кодекс, саморегулируемые организации компаний, занимающихся инженерными изысканиями или проектированием, должны насчитывать не менее пятидесяти участников. Для профессиональных объединений строителей минимальный порог составляет сто фирм.
Вместе с тем, как считает генеральный директор Российского союза строителей Михаил Викторов, требования к количеству членов СРО явно завышены.
«Во многих субъектах федерации не найдется и ста строительных компаний, которые могут стать членами саморегулируемой организации. Судя по всему, им придется объединяться с участниками рынка из соседних областей и городов, создавая межрегиональные СРО – такой вариант законом не запрещен», - добавил Михаил Викторов.
Ситуация осложняется тем, что из окончательной версии поправок была исключена возможность создавать так называемые «комплексные» СРО. Согласно положениям документа, необходимо формировать отдельные организации изыскателей, проектировщиков и строителей, хотя многие участники рынка одновременно занимаются этими видами деятельности. Таким образом, им придется вступать в три различных СРО, и, соответственно, делать отчисления в компенсационный фонд каждого саморегулируемого объединения.
Несмотря на все недостатки закона в его нынешнем виде, разработчики документа заявляют о его несомненной пользе для рынка недвижимости. По словам заместителя председателя думского комитета по собственности Евгения Богомольного, с утверждением поправок в Градостроительный кодекс будет создана основа для долгожданного перехода от системы государственного контроля к саморегулированию.
Вместе с тем, как отметил Михаил Викторов, положения утвержденных поправок в Градостроительный кодекс планируется откорректировать в течение полугода.
«Думаю, что через несколько месяцев нам удастся убедить законодателей в необходимости изменения его наиболее спорных положений», - добавил он.
Пока же строители будут ждать одобрения документа Советом федерации и его подписания президентом. Вопрос о том, когда именно будут созданы первые саморегулируемые организации в строительной сфере, пока остается открытым (см. материал «Введение саморегулирования в Петербурге вновь откладывается»).

 

Текст: Сергей Бардин