Архитектурный стиль Санкт-Петербурга сегодня – понятие неоднозначное. Кто-то скажет, что он должен быть единым и непоколебимым, кто-то считает, что его целостность давно нарушена безвкусным «новоделом». На «Архитектурном диалоге – 2008» образ нашего города стала одним из главных предметов обсуждения.

Ветра Сиднея и деревья Токио
Глава австралийского архитекторского бюро Dale Jones-Evans PTY LTD Architecture Дейл Джонс-Эванс на конференции «Тенденции развития современной архитектуры в условиях необходимости застройки центров городов» рассказал о строительстве новых зданий на примере Сиднея. В частности, он отметил, что строительный кодекс Австралии разработан так, чтобы учесть все виды климатических условий (коих на этом континенте шесть). Например, чтобы сильные ветра давали жить горожанам, сооружаются стеклянные стены между зданиями. Это делается еще и затем, чтобы скрыть частную территорию и украсить сами улицы.
Директор японского архитекторского бюро Tezuka Architects Такахару Тезука считает, что в строительстве надо следовать природе - не менять ее, а приспосабливаться. Он представил три своих проекта, реализованных в рамках этой концепции. Первый – это одноэтажное жилое здание с наклоненной крышей (построено недалеко от Токио). Из каждого помещения в доме на крышу есть выход. Здесь, в зависимости от погодных условий, можно обедать, отдыхать, принимать душ. Эту модель уже заимствуют и в других странах. Второй «природный» проект – детский сад. Здание (сверху напоминающее бублик) построено вокруг трех больших старых деревьев, огражденных сеткой – то есть дети могут залезать на деревья с крыши, не падая, при этом находясь на территории детского сада. Между помещениями в здании нет стен, а их размер меняется при помощи деревянных коробок. По словам Такахару Тезуки, когда был открыт прием в этот детский сад, на 200 мест было подано более 3 тыс. заявок.
И третий проект - Музей естественной истории (также недалеко от Токио). Изюминка здания - 4 самых больших, во всю стену, и тяжелых в мире окна (каждое весит более 4 тонн). «Япония не так далеко от Сибири», - шутит г-н Тезука. В месте, где расположен музей, - на побережье Японского моря - выпадает до 3 т снега на 1 кв. км. Посетители приходят, садятся в кресла и созерцают снег, а в другое время года – зеленый лес, птиц, зверей, дожди. «Птицы не видят стекла, разбиваются, а сотрудники музея делают из них потом чучела, - закончил свое выступление японский архитектор, - не переводите, это шутка».

Немцы: планы на Павловск
Представитель германского архитекторского бюро «Fs – architekten» Пол Шредер рассказал о проекте первой в России «Резиденции для пожилых людей», которая будет построена в Павловске, рядом с главным парком. По словам Шредера, это пилотный проект, цель которого - не получение дохода, а почин в строительстве подобных комплексов по всей России. Архитекторы провели маркетинговое исследование и пришли к выводу, что в России отсутствуют достойные учреждения для пребывания и лечения пенсионеров.
Предполагается, что на площади 6 га разместятся жилые корпуса, сестринское отделение, коттеджи с индивидуальными участками и коридорами между домиками (чтобы пенсионеры смогли ходить друг к другу в гости в тапочках в любую погоду). Также планируется медицинский центр европейского уровня, который будет предоставлять диагностические и реабилитационные услуги как жителям комплекса, так и другим пациентам. Цены на проживание в резиденции будут примерно как в благоустроенном санатории.
Инфраструктура комплекса, по словам германских архитекторов, соответствует уровню спа-курорта. Здесь будут и ресторан, и кафе-бар, и концертный зал, и даже театр. Пенсионеры смогут плавать в бассейне, посещать библиотеку, салон красоты, парикмахерскую, спортзал, клубные залы с каминами и бильярдом и др.
Архитектурный проект был завершен в декабре 2007 года. Сейчас заказчик получает официальное разрешение на строительство, начнется которое предположительно в 2009 году и завершится в 2010. Высотный регламент Павловского дворцового ансамбля будет соблюден – ни одно здание комплекса не превысит 14 метров. «Почти в каждом городе Германии с населением более 100 тыс. человек такой центр есть, - говорит Пол Шредер, - но такого высокого качества – всего 10-12 по стране».


Эрнст-Ульрих Тиллманс из германского бюро «4a Architekten» рассказал о специфике работы иностранных архитекторов в нашей стране. «То, что мы в России строим 6 лет, в Германии возводится за 2-3 года, - отметил эксперт. - В России каждый архитектурный элемент приходится сооружать по два-три раза - ломать и заново отстраивать. И денег  больше тратят:в России на 4,5 тыс. кв. м тратится 22 млн евро, а в Германии на ту же площадь 7-10 млн евро». По словам немца, это связано с пожеланиями заказчиков: «Деньги заказчику не важны, главное, чтобы все было так, как ему хочется». Архитектор презентовал пока не реализованный проект «Moscow Tower 75+» (75-этажный жилой дом). В готовом виде проект похож на кристалл; предполагается, что в каждой квартире дома-кристалла доступ к свету будет обеспечиваться с трех сторон. «Построить в Москве этот дом сейчас невозможно, мэр таким его видеть не хочет, придется подождать, пока эра Юрия Лужкова закончится», - констатировал Тиллманс. Из уже реализованных проектов этого архитекторского бюро – Else club (комплекс отдыха и спорта) в Москве, отличительная особенность которого – предельная открытость взорам снаружи (много стекла и яркое внутреннее освещение).

Опыт Москвы
Заместитель директора архитектурного бюро «Остоженка» Андрей Гнездилов рассказал, как можно увязать современную архитектуру с исторической застройкой на примере архитектуры московской, а именно - микрорайона «Остоженка». Он отметил, что «важно обнаружить дух места, а проектировать уже соответственно ему»: архитекторы подняли исторические документы Остоженки, чертежи, дореволюционный городской устав и только потом начали проектировать. Чтобы не получилось как сейчас: «На многих панорамных фотографиях Москва похожа на кашу, - признается архитектор, - но нельзя черпать город со всех сторон большой ложкой».
По словам г-на Гнездилова, в Остоженке соблюдали все высотные ограничения, учли важность следования характерным для данных территорий стройматериалам (кирпич), а также требования историков и нормы соседского права. «Но следование историческим правилам не должно быть догматичным, - заключил Андрей Гнездилов, - и новое осмысление всегда возможно».

О высотных амбициях инвесторов
Доктор архитектуры, директор ГУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга» Сергей Митягин представил посетителям форума «Объемно-пространственное решение застройки территорий в Московском и Адмиралтейском районах Санкт-Петербурга в границах: Московский пр., Обводный канал, Благодатная улица, полоса отвода ж/д». По словам Митягина, это место – одна из депрессивных территорий, площадь размером 465 га «вся застроена малопонятными сооружениями, хотя есть и архитектурные памятники, здесь сложная ситуация с кладбищами и много планировочных ограничений». Сейчас на эту территорию пришли три крупных инвестиционных игрока: агентство «Измайловская перспектива», Желдорипотека и «Адамант». В результате в районе была выделена восточная часть как зона общественно-жилой застройки, полосу вдоль линии Балтийской железной дороги отвели под строительство коммунальных объектов, а среднюю часть – под пробивку Измайловского пр.
Главная проблема проекта, по словам Митягина, в том, что территория расположена близко к центру, поэтому «амбициозные высотные устремления инвесторов носят конфликтный характер по отношению к исторической застройке». По прогнозам директора центра Генплана, высоту зданий в проекте на 10% придется убавить.

Все меняется, центр остается
Профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (ГАСУ) Сергей Гришин от лица «теоретиков архитектуры» отметил как одну из основных тенденций в Петербурге сегодня включение в состав памятников архитектуры новых пластов.
«Если раньше модерн называли «вонючим», то сейчас, в частности, с КГИОП обсуждается включение в список охраняемых памятников объектов крупноблочного индустриального домостроения», - отметил он.
Дэйл Джонс-Эванс высказал свое мнение: «Я понимаю волнения местных людей, однако необходимо совмещать старое и новое, иначе город застынет. Я считаю, что городу все равно придется развиваться. Если это происходит в Москве, то произойдет и у вас». Такахару Тезука считает, что в архитектуре Санкт-Петербурга возможны любые изыски, однако следует делать так, чтобы они соответствовали климату.
И наконец, на форуме выступил член президиума петербургского отделения ВООПИиК, заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация», член Федерального совета по сохранению культурного наследия Минкультуры РФ и Правительства Санкт-Петербурга Михаил Мильчик. В докладе он предложил свое видение проблемы: «Современная архитектура не должна копировать старину, но и не должна пренебрегать своим соседством». По его словам, у Петербурга есть три пути. Первый (образец – Рим) – когда политика государства направлена на сохранение подлинного исторического наследия. Второй вариант (Париж) - пытаться совместить старое и новое. Образцом разрушительной политики по отношению к историческому наследию является Лондон. В идеале, для сохранения исторического наследия, по словам г-на Мильчика, необходимо полностью запретить строительство в историческом центре Санкт-Петербурга.
Михаил Мильчик совместно с другими инициаторами планирует вынести этот вопрос на Общественный совет КГИОП по вопросам охраны культурного наследия, который соберется июне под председательством Валентины Матвиенко.
 

СНЕГ
Тезука

 

Текст: Вероника Архипова