Один из таких проектов был представлен на прошедшей в столице первой архитектурной биеннале.
Те, кто бывал в Первопрестольной, наверняка знают, о чем идет речь. Малое кольцо, построенное сто лет назад для снабжения московских заводов материалами, когда-то пролегало далеко за окраинами столицы. Теперь оно вплотную приблизилось к центру города – до Садового кольца всего 5-6 км. У городских властей есть давние планы, как использовать эти железнодорожные пути: через несколько лет по кольцу пойдут пассажирские поезда – своего рода наземное метро. Однако можно использовать с пользой для города и «полосу отчуждения» Малого кольца, часть которого проходит по глубоким выемкам-каньонам.
Башни на «столе»
Представьте себе картину: выемка, по которой пути идут от Ленинского проспекта к Севастопольскому, накрыта огромной «столешницей», над которой возвышаются стеклянные башни причудливой формы. Создатели окрестили их «танцующими небоскребами». Они, подобно светлым миражам, появятся над полотном Малого кольца Московской окружной железной дороги. Неожиданное решение обогатит городской пейзаж. Проект строительства таких «висячих» башен высотой в 50–60 этажей, под которыми будут курсировать поезда, впервые создан в архитектурном бюро «АБТБ».Проект демонстрировался на биеннале «Арх-Москва-2008» в Центральном доме художника на Крымском валу.
Идея использования пространства над железнодорожными путями, перерезающими город, родила уже много оригинальных проектов. Нечто подобное есть в Мадриде, Брюсселе, Антверпене, Берлине, Гонконге, Токио и Осаке, так чем мы хуже?
У Москвы в этом плане – огромные перспективы. Подсчитано, что в столице полотном «железки» заняты в общей сложности 2800 га. Еще 4000 га – это прилегающие участки или зоны отчуждения, где, как правило, размещаются малоценные, а то и заброшенные строения, гаражи-шанхаи, которые пора менять на современные многоэтажные паркинги. Вот где многообещающий резерв пространства под строительство!
Осваивать воздух над стальными путями в первую очередь будут, конечно, строители автомагистралей. Борьба с пробками того требует. Так при прокладке Третьего транспортного кольца был застроен каньон у площади Гагарина. По железнодорожным участкам возле Поклонной горы скоро пройдут трассы автодорог, дублирующих Кутузовский проспект. Вообще, перекрытие путей считают едва ли не последней возможностью строить дублеры городских радиальных вылетных магистралей. Двухэтажные дороги станут для Москвы обычным делом. Внизу – бегут поезда, сверху – мчатся машины.
Далее – везде
Совершенно ясно, что год от года «на поверхности» города будет оставаться все меньше и меньше железнодорожных путей. Раз уж они нужны – то пусть не портят пейзаж. Так, мощный стилобат предлагается «подвесить» над перегоном между Белорусским и Савеловским вокзалами. Его поверхность отдадут бульвару и многоэтажным домам. Есть проект торгово-рекреационной зоны над пригородными платформами и путями Киевского вокзала. Здесь можно будет погулять, сделать покупки, а потом спуститься вниз и сесть в электричку. Предлагается также застроить паркингами пространство над линией между Комсомольской площадью и Курским вокзалом. Стал очевидным и возросший интерес инвесторов к такому строительству.
И вот, как нельзя, кстати, разработан проект сооружения высотных зданий над Малым кольцом железной дороги. Как известно, началась подготовка к пуску пассажирского движения по Кольцу, а этому должны предшествовать серьезная реконструкция полотна, посадочных платформ, строительство пересадочных узлов и многое другое. Часть насыпей превратят в эстакады, под которыми будет больше проездов и проходов, каньоны перекроют для разных городских целей. Логично и выгодно совместить сразу все строительные работы, вести их и на Кольце, и над ним одновременно. Именно сейчас.
Как рассказал руководитель бюро «АБТБ» Тимур Башкаев, данный проект возвращает городу потерянные некогда территории. Это лишь одна из попыток освоения пространства над железной дорогой. «Будет перекрыт участок длиной в 400 метров, - сказал он. - Образуется мощная платформа или стилобат, который можно использовать для разных вариантов строительства и озеленения. Мы предлагаем свободно поставить здесь высотные здания. Благодаря сплошному остеклению эти сдвоенные башни с силуэтами различной конфигурации будут создавать ощущение легкости и воздушности. А выбор их функций – за инвестором. Они могут быть гостиницами, офисами, апартаментами».
Вибрации от поездов не будет ощущаться вообще: платформу поставят на глубокие сваи.
Если проект будет одобрен, то для аналогичных «танцующих небоскребов» места в Москве найдется еще немало.