Создание нового стадиона для «Зенита» стало возможным после перерегистрации в Петербурге «дочек» «Газпрома» – «Сибнефти» (переименована в «Газпром нефть») и «Сибура», из налогов которых и предполагалось финансировать проект. В бюджет на строительство стадиона было заложено 6,9 млрд руб. Однако недавно глава «Газпром нефти» (он же – президент ФК «Зенит») Александр Дюков сообщил прессе, что стоимость новой арены возрастет вдвое – до 13–14 млрд руб.
На красивом холме
К решению о строительстве нового стадиона администрация Северной столицы пришла не сразу. Впервые эта тема обсуждалась на заседании правительства осенью 2004 года. Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Александр Викторов предложил тогда на рассмотрение девять адресов. После долгих прений члены правительства отвели стадиону участок площадью 37,2 га между проспектами Блюхера, Полюстровским и Лабораторной улицей.
Интересно, что среди адресов территория на Крестовском не была обозначена вообще. Многим это показалось странным. Дело в том, что незадолго до названного заседания, в августе 2003-го, проходил открытый конкурс «Развитие территории стадиона имени С.М. Кирова в Петроградском административном районе Санкт-Петербурга». Проводила конкурс и вручала премии победителям частная компания, ЗАО «ПетроМир», но администрация оказывала ей активную поддержку.
В конкурсе принимали участие иностранные и отечественные архитектурные мастерские. Первое место получила мастерская института «ЛенНИИпроект» под руководством Петра Юшканцева.
Не вдаваясь в подробности проекта, следует отметить, что комиссия особо отметила уважительное отношение Петра Юшканцева к наследию, оставленному архитектором Александром Никольским (насыпной холм стадиона им. Кирова был внесен в реестр памятников федерального значения). Чертежи и макет Юшканцева не только не разрушали идеи Никольского, но, более того, вели их к завершению.
Высшая проба
Административный «склероз» прогрессировал. Сначала прошел незамеченным конкурс «ПетроМира», потом – решение правительства о строительстве на проспекте Блюхера. На время оба претендента были лишены права бороться за обладание спортивной ареной.
Петербургские амбиции, оказалось, имеют гораздо более широкий размах. Компания «ПетроМир» (как инвестор) и мастерская «ЛенНИИпроекта» (как проектировщик) не соответствовали уровню, на который претендует Северная столица.
В то же время – когда Смольный подготавливал почву для сноса стадиона им. Кирова – признанный мастер европейской архитектурной школы Доминик Перро уже представлял эскизы второй сцены Мариинского театра. Не менее звучные имена автора и инвестора требовались и для реализации проекта нового стадиона. Цель была достигнута.
Футбольный сезон – 2009 начнется не на новом, «самом технически совершенном стадионе в мире», а на все том же «Петровском». |
Уже в мае 2005 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и губернатор Валентина Матвиенко заявили о скором начале строительства как о свершившемся факте. А в ноябре Комитетом по строительству был объявлен открытый международный конкурс на разработку архитектурной концепции нового футбольного стадиона в Западной части Крестовского острова вместимостью не менее 60 тыс. мест, отвечающего всем требованиям UEFA и FIFA, для проведения матчей в рамках игр чемпионата России, европейских и мировых кубков.
Победу одержала концепция «Космический корабль», созданная одним из ведущих мастеров современной архитектуры Кисе Курокава. Японский зодчий предложил городу проект арены, которой, при условии прилежного исполнения, по уровню технического оснащения в мире нет аналогов.
«Космический корабль» оказался последним замыслом г-на Курокавы. Прошлой осенью мэтр ушел из жизни. Теперь проект лишен авторского надзора и, безусловно, без изменений в конструкции японского «НЛО» не обойдется.
Не мы одни такие
Кировский стадион в последний раз принял болельщиков 6 июля 2006 года. К тому времени уже был известен победитель конкурса на исполнение работ по сносу старой арены. Им стала компания «ЛенСпецСМУ», которая и вывезла с Крестовского острова обломки одного из крупнейших в стране спортивных сооружений. Стадион, видевший соревнования Олимпиады-80 и чемпионство «Зенита» в 1984, прекратил свое существование.
Весной прошлого года ООО «Авант» выиграл тендер на подряд по строительству и приступил к работам нулевого цикла. До зимы текущего года руководство компании регулярно рапортовало о том, что работы идут точно по графику. Однако в апреле генеральный директор «Аванта» Григорий Фельдман был вынужден признать: данное им губернатору обещание о том, что первый матч сезона-2009 команда сыграет на новом стадионе, не может быть выполнено. Срок сдачи отодвинут на год, объем затрат возрос вдвое.
Справка «ДН»: Основные характеристики нового футбольного стадиона: вместимость – 62 тысячи мест (в том числе: ТВ-комментаторские – 108, для репортеров – 432, для журналистов – 1460); общая площадь сооружения – 172 тыс. кв. м; площадь участка – 16 га; карниз крыши, высота – 54 м; высота восьми опорных мачт – 104 м; диаметр крыши – 286 м; световой проем в крыше – 190 х 90 м; фундаменты – более 11,5 тыс. свай, или 91 тыс. куб. м железобетона; железобетонные конструкции стадиона – 215 тыс. куб. м; стальные конструкции трибун и кровли – 54 тыс. т. Источник: собственная информация |
Григорий Фельдман объясняет внезапное удорожание тем, что «сумма основывалась только на архитектурной концепции Кисе Курокава». «Аванту» пришлось переработать проект и приспособить его к российским нормам. Адаптированный проект направлен в ФГУ «Главгосэкспертиза России». Точная его стоимость станет известна только после заключения экспертов.
Ответа Главгосэкспертизы ожидают и в администрации. «Город просто так не дает деньги, нужны документы, которые подтвердят, почему произошло удорожание», – сказал по этому поводу председатель Комитета финансов Эдуард Батанов.
Ряд экспертов выразил скепсис по поводу двойного удорожания стадиона. Президент конкурирующего клуба ЦСКА Евгений Гинер публично выразил удивление. По его словам, стоимость таких объектов считается изначально. ЦСКА также строит в Москве стадион на 30 тыс. зрителей, и, по заявлению г-на Гинера, увеличение стоимости строительства его стадиона не планируется.
На эту же тему дал комментарий генеральный директор российского филиала австрийской компании Strabag Александр Ортенберг. По его оценке, стройматериалы за последний год подорожали лишь на 15–30%, а тарифы на услуги строительных компаний вообще не изменились.
Между тем удорожание петербургского стадиона сегодня отнюдь не единичный случай в рамках Европы. Например, недавно стало известно, что смета стадиона «Днепр» в Днепропетровске неожиданно была увеличена с 25 до 40 млн евро. А в конце прошлого года олимпийский Оргкомитет сделал заявление о том, что бюджет на строительство главного стадиона к Олимпиаде-2012 в Лондоне так же, как у петербургского, вырос вдвое.