Советский Союз, развалившись, оставил бывшим коллегам по соцлагерю огромное наследство в виде военных городков, застроенных все теми же пятиэтажками. Бережливые немцы сносить их не стали, но все-таки признали непригодными для жилья, причем не в последнюю очередь с эстетической точки зрения. Нашлись даже архитекторы, внесшие минимальные изменения в планировку – и получились дома, в которых или на каждом этаже по одной (а не по четыре, как у нас) квартире, либо же квартиры – двухъярусные. До недавнего времени нетиповым видом в Москве могли похвастаться разве что монолитные дома: их изначально проектировали индивидуально.
Не светом единым
Биеннале современной архитектуры стала, по сути, преемницей известной выставки «АРХ-Москва», которая, кстати, недавно прошла в том же ЦДХ (и где проводилась в течение последних лет). Правда, «АРХ-Москва» была не столько смотром архитектурных достижений, сколько магазином, в котором гостям выставки предлагалось все, что необходимо для ремонта или дачного строительства.
Светильники, мягкая кровля и металлочерепица, пластиковые окна и – куда ж без них! – стальные двери – все это и еще многое-многое другое было представлено на стендах так называемой «архитектурной выставки». Почему? Все очень просто: выставочные пространства арендовали не архитектурные мастерские, периодически страдающие от нехватки средств, а фирмы и фирмочки, не связанные с архитектурой, но связанные со строительством.
Биеннале, собственно, призвана покончить с таким положением дел, тем более что сегодня на территории Москвы несколько сотен средних и крупных рынков стройматериалов, где все перечисленные выше товары можно посмотреть и купить.
Красиво жить не запретишь
Открывая биеннале, директор Центрального дома художника на Крымском валу Василий Бычков подчеркнул, что основная тема выставки – возможность строительства в России массового жилья нового поколения и для нового поколения. И спроектированного при участии нового поколения.
Конечно, проекты тут представлены не только отечественные – в биеннале приняли участие проектировщики и архитекторы 18 стран, так что вся экспозиция в ЦДХ не поместилась, пришлось использовать другие площадки, в том числе музея архитектуры имени Щусева.
Куратором выставки стал голландец Барт Голдхоорн. Он и пытается объяснить суть проблемы, которую призвана разрешить выставка. По мнению Голдхоорна, российскую архитектуру «похоронил» строительный бум начала 90-х годов, когда рубль дешевел настолько стремительно, что подрядчики стремились возводить дорогие дома с дорогущими квартирами. Сложное время вроде бы позади, а обратного переориентирования не наблюдается. Более того: Голдхоорн подчеркнул, что западных архитекторов отпугивает московский строительный рынок – зашореный и донельзя кастовый. Про коррумпированность и клановость голландец ничего не сказал, а зря.
Поэтому основная задача сегодня – обратить внимание архитекторов на другую задачу: начать проектировать дешевое и – что намаловажно – красивое жилье. Правда, есть еще одна проблема: реализовывать подобные проекты в городских пределах сегодня просто негде, поэтому большинство интересных предложений, представленных в ЦДХ, ориентированы на подмосковные города-спутники.
С другой стороны, если будут реализованы положения Генплана-2025, согласно которым город избавится не только от «хрущоб», но и от девятиэтажек, место можно будет найти и в пределах МКАД.
Нам покажут, как жить
«Как жить» - это негласный лозунг выставки. Отвечают на него все участники, в том числе и уже упомянутый Барт Голдхоорн. Например, Германия представила на выставке проект застройки района Ридберг – это пригород Франкфурта. Британия привезла проект расширения старинного городка Паундберри. Свои экспозиции привезли датчане, шведы, финны, голландцы. Свои работы в Москву привезли всемирно известные архитекторы – Эдуард Франсуа (Франция), Криер и Коль (Германия) и архитектурная мастерская Next (Амстердам).
Отечественные архитекторы здесь же, в ЦДХ, представили свои проекты на темы «Российский дом будущего» и «Квартальный вопрос» - в разработке приняли участие 16 архитектурных мастерских. А стенд «Архитектор года» был отдан мастерской «Сергей Киселев и партнеры» - она, кстати, и победила в конкурсе «Архитектор года-2007».
Московское правительство в очередной раз показало проект – и макеты – актуализированного Генплана-2025, который разработчики постарались максимально приблизить к чаяниям самих москвичей.
Немая часть российских стендов разместились в Музее архитектуры, заняв все три его здания. Здесь, правда, разместились стенды, на которых демонстрируется будущее периферийных городов России. Часть экспозиции посвящена традиционным русским интерьерам, часть – дизайну квартир и загородных домов.
Одним из спонсоров выставки стала компания MiraxGroup, так что немудрено, что один из стендов биеннале разместился в комплексе «Федерация» на Краснопресненской набережной. Зато какой это стенд! На нем представлены работы дизайнера Сэма Робина (Майами) – того самого, что оформлял дом Ридли Скотта и самолет Мохаммеда Али.
Есть вопросы
В какой-то степени первая биеннале – это тот самый блин, который комом. Уж очень тут все сумбурно, а для гостей на стендах еще и много непонятного. Некоторые, например, путали два проекта – башни «Россия» (600 метров), которая строится в ММДЦ «Москва-Сити», и жилого 45-этажного дома, который вот-вот начнут строить на пересечении улицы Профсоюзная с улицей Теплый стан. И тот и другой в поперечном разрезе напоминают трехлучевую звезду. Каждый луч – корпус, широкий у основания и сходящий на нет в верхних этажах. Архитектор проекта жилого дома Александра Баруздина уверяет, что «придумала» его задолго до того, как Норман Фостер, автор «России», привез свою «иглу» в Москву.
Да и стенд правительства Москвы – тот самый Генплан – удивляет своей гигантоманией. Например, в столице планируют построить 200 небоскребов – многофункциональных зданий. Вряд ли жилье в них будет дешевым.
Куда интереснее проект молодых архитекторов, представивших свое видение одного из микрорайонов подмосковного Домодедова, который образуют дома-кольца. Один такой дом 30 лет назад построили в столичном районе Матвеевское, но он получился слишком угрюмым и монументальным. Молодые же видят свои дома-кольца малоэтажными, с уютным двориком в центре «надкусанного бублика», и все утопает в зелени…
Как говорится, сколько умов, столько и ответов на вопрос – как жить? Кстати, через неделю в Москве откроется выставка архитектурных планов переустройства… целых городов! Например, проект Эрика Ван Эгераата (автора острова «Федерация» в Сочи), который сегодня перестраивает Ханты-Мансийск.
На открытии глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин отметил, что большинство проектов – «это то, что уже сделано, либо будет сделано». Когда? Возможно, ответ на этот вопрос мы получим в 2010-м: московская архитектурная биеннале будет проводиться раз в два года.