Вслед за ГУВД и Смольным Законодательное собрание Петербурга с подачи горпрокуратуры решило заняться защитой бизнеса от рейдерских захватов. ЗакСу поручено подготовить законопроект, призванный уменьшить число преступных посягательств на недвижимое имущество собственников.

Озадаченный ЗакС

Уже на этой неделе в ЗакСе должна быть создана рабочая группа, которая приступит к работе над «антирейдерским» законопроектом. В нее войдут сами парламентарии, представители прокуратуры, Нотариальной палаты, Федеральной антимонопольной службы и Комитета по управлению государственным имуществом.

По словам председателя постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности питерского парламента Александра Ольховского, уже в июне законопроект должен быть подготовлен. «Цель данного закона, - говорит парламентарий, - заключается в том, что и мы, и представители правоохранительных органов хотим, по крайней мере, повысить надежность сделок с недвижимостью (в том числе и коммерческой). И осложнить жизнь рейдерам».

Имущественные споры

По официальной версии руководства Санкт-Петербурга, организованных преступных групп (ОПГ), которые специализируются на рейдерских захватах, в городе сейчас нет. Заслуга в этом приписывается, прежде всего, правоохранительным органам и межведомственной комиссии при правительстве Северной столицы по экономическим вопросам (МВК).

Как считает руководитель МВК, вице-губернатора Петербурга Михаил Осеевский, переломным был 2006 год. Тогда правоохранительными органами была пресечена деятельность ОПГ, которая, по словам Осеевского, специализировалась на недружественных захватах. После этого количество рейдерских атак пошло на спад.

«Под рейдерами мы подразумеваем организованные преступные группы, которые регулярно захватывают чужую собственность, - говорит вице-губернатор Михаил Осеевский. - Сейчас в городе нет ОПГ, которые бы регулярно занимались рейдерством. Идут разборки между топ-менеджерами или акционерами».
По статистике, 90% захватов приходится на недвижимость. Из них 80% - коммерческие площади, 20% - жилые. «Наиболее часто рейдеры захватывают предприятия путем смены директора, внося фиктивные записи в единый государственный реестр юридических лиц, фальсифицируя протокол собрания», - говорит Осеевский.

Автомойкой ООО «Бонус» владело два человека (генеральному директору принадлежало 37% акций, его партнеру – 63%). Первый незаконно переоформил долю компаньона на своих людей и фактически завладел предприятием. Идет расследование.

В 2006 году было 196 обращений в МВК, в прошлом – 123. Уменьшилось число споров и на предприятиях с иностранным капиталом: 7 в 2007 году против 13 в 2006-м. Конкретный пример – Ломоносовский деревоперерабатывающий завод. В 2005 году его активы у трех юридических лиц приобрела австрийская компания. Впоследствии бывшими владельцами был составлен поддельный протокол собрания (с фальсифицированным нотариальным заверением), который они послали по почте в Федеральную регистрационную службу. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

Эпоха «бейсбольных бит»

Кроме государственных структур деятельность рейдеров изучают и независимые эксперты. И по их данным «специализированные» ОПГ в городе по-прежнему есть.

Наибольшим интересом со стороны захватчиков пользуются магазины, сельскохозяйственные центры и вообще все объекты недвижимости, которые можно выгодно перепродать. Ведь основная цель рейдера заключается именно в этом. Рентабельность рейдерского «проекта», по данным информированных специалистов, может составить тысячу процентов.

Так, например, как-то недружественной атаке подверглось предприятие, которой принадлежал участок площадью 1 га. Около 100 человек с бейсбольными битами и оружием ворвались на территорию предприятия и блокировали его работу на 2 недели.

В 2006 году рейдерская разборка и вовсе закончилась стрельбой. На пересечении Каменноостровского проспекта и Ординарной улицы был открыт огонь из автоматов Калашникова по двум автомобилям: «Роллс Ройс» и «Шевроле». В первом из них находился один из руководителей ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Сергей Васильев, во втором – его охрана. В результате инцидента один из телохранителей погиб, а авторитетный предприниматель получил тяжелые ранения.

Закон и беспорядок

Как считают специалисты, захват жилой недвижимости также может осуществляться по нескольким схемам. Наиболее простая и часто используемая – «двойные продажи». Но это на рынке первичной недвижимости.

Если дело касается «вторички», то преступники вычисляют пожилого человека, который владеет ликвидной жилплощадью. Их действия следующие: в договоре дарения квартиры подделывается подпись. Такая же процедура осуществляется с доверенностью в Росрегистрации. Далее сделке дается законный ход. Старик продолжает жить на своих квадратных метрах, хотя де-юре хозяином квартиры уже не является. А после его смерти рейдеры предъявляют изумленным наследникам свидетельство о праве собственности на квартиру.

Не менее привлекательны и земельные участки. Неважно, принадлежат они физическим или юридическим лицам. Главное, чтобы их можно было использовать под жилую или промышленную застройку.

Пример из жизни. Компания, владевшая на правах долгосрочной аренды ликвидным земельным участком (около 8 га) имела задолженность по уплате налогов. Налоговая инспекция подала в Арбитражный суд иск о взыскании средств и выиграла его. Судебный пристав-исполнитель по договоренности с рейдерами продал с торгов право на заключение договора аренды дружественной захватчикам структуре. Началось судебное разбирательство…

За ними другие приходят…

Что ожидает собственников в будущем, пока не ясно. Представители государственных структур оптимистичны: время рейдеров уходит. Независимые эксперты придерживаются иного мнения.

«Я думаю, что именно захватов должно стать меньше, но это не повод расслабляться, - считает один из них. - Недружественные поглощения могут стать более высокотехнологичными. Уже сейчас рейдеры стараются не применять откровенно «черных» схем. Если раньше к этой работе привлекались откровенно криминальные структуры (делался упор на силовое воздействие), то сейчас – грамотные юристы».

Текст: Олег Булух