Превращение бывшей военно-морской базы в культурный центр будет сопровождаться применением инновационных строительных и реставрационных технологий. Некоторые из них испытываются и отрабатываются на месте. Руководители проекта намерены сохранить исторически ценные постройки, вписав в архитектурный контекст сложившегося комплекса сооружений современные здания.

На сцену - из-за «железного занавеса»

Почти триста лет участок земли в историческом центре Санкт-Петербурга оставался настоящей terra incognita для большинства горожан. Здесь находилась военно-морская база, созданная еще Петр Первым в 1721 году. Мойка, Адмиралтейский и Крюков каналы, превратили эту территорию в остров и отгородили ее от города.

В советскую эпоху остров Новая Голландия был территорией «за железным занавесом», таким же недоступным, как и Голландия настоящая. Если маленькая европейская страна считалась одним из империалистических врагов, то на маленьком петербургском острове испытывалось оружие для тотального уничтожения этого противника. Здесь проверялись в действии уменьшенные модели крейсеров и атомных подводных лодок, размещалась химическая лаборатория и… адмиральские гаражи. Из ржавых топливных танков в Мойку, а из нее в Неву тек мазут, но это тоже было закрытой для обсуждения темой.

Только в 2004 году территория базы передана городу, власти которого объявили инвестиционно-архитектурный конкурс на застройку острова как одного из культурных центров с условием, что исторически и архитектурно ценные здания будут сохранены. По результатам конкурса победил проект (строго говоря – архитектурная идея) лорда Фостера, а управление Новой Голландией было передано ООО «Новая Голландия».

Здесь появятся Дворец фестивалей на 2 тыс. мест, камерный театр, музеи, небольшие магазины, рестораны и отели, включая пятизвездочный. Дворец, представляющий собой крытый амфитеатр на берегу внутреннего озера со сценой посреди водоема, гостиница и ряд других современных построек будут соседствовать с историческими сооружениями. Весьма вероятно, что магазины, к примеру, расположатся в лесных складах, в которых некогда хранились вертикально поставленные мачты. Общая площадь построек после реконструкции достигнет 200 тыс. кв. м, максимальная высота сооружений – 28 м.

Огранка «бриллианта»

Сегодня по острову ползают бульдозеры, снимающие пласты зараженного грунта – землю вывозят на специальные полигоны. В нем – ртуть, химикаты и остатки пролитого топлива. В последние месяцы здесь активно занимались ломкой старых конструкций, не имеющих исторической ценности. Прежде территория была плотно застроена. Теперь по выровненной площадке можно пройти, видя панораму. Лишь кое-где техника «корчует» старые фундаменты. Только снос и расчистка потребовали 1,2 млрд руб.

 

Теперь стало очевидным и состояние действительно значимых архитектурных объектов – они требуют скорейшей реставрации. В стенах – проломы, с крыш свисают ржавые куски железа, многочисленные перестройки разрушили дух прошлого в этих зданиях.

Кузница начала XIX века, по мнению руководства «Новой Голландии», не подлежала восстановлению, ее следовало заменить новоделом, но КГИОП распорядился иначе. И все же около 40% здания придется разобрать и построить заново, с заменой кирпичей, имеющих нестандартные формы, новыми, отлитыми вручную. Со временем кузница превратится в фойе Дворца фестивалей, крыша которого, по замыслу Норманна Фостера, должна представлять собой как бы гигантский бриллиант.

В августе, когда завершится федеральная экспертиза проекта, можно будет приступать к основным работам, в том числе реставрационным. Проект реставрации разработан архитектурно-строительной мастерской Михайлова «АСМ».

Реставрация же будет означать одновременную работу 120 специалистов, которым в течение 300 дней придется вручную восстанавливать 26 тыс. кв. м кирпичной кладки старых построек. Именно такая методика задана им КГИОПом по результатам испытаний. Подрядчики продемонстрировали сотрудникам Комитета несколько возможных вариантов. Выбор оказался недешевым для ООО «Новая Голландия». «КГИОП не считает денег, а говорит: делайте так-то, и все. Это – беда инвесторов», - объясняет Сергей Сусин. Однако проект считается для «Новой Голландии» более имиджевым, нежели коммерческим.

Инвестор идет вглубь

Назвать общую сумму вложений и сроки работ по отдельным объектам пока не могут даже руководители «Новой Голландии». Не исключено, например, что археологи найдут что-нибудь ценное, и раскопки задержат строительные работы. Но по инвестдоговору весь комплекс работ должен завершиться в 2010 году, на них должно быть затрачено около 8 млрд руб. Найденная археологами булыжная мостовая XVIII века будет сохранена и вписана в проект комплекса.
Во многом непредсказуемым остается «поведение» грунта, насыщенного водой. Возможно, попутно с прочими действиями придется изолировать угрожающие конструкциям слои земли.

Прочность конструкций обеспечит так называемая «стена в грунте» глубиной до 30 м и длиной 120-150 м с использованием гидрофобного бетона. Она будет опираться на плотные протерозойские глины. Железобетонная стена пройдет вдоль Адмиралтейского канала в 7-8 м от исторических построек, в том числе на расстоянии нескольких метров от арки Деламота, которой предстоит реставрация.

Правда, эксперты по подземному строительству полагают, что строителям не удастся ускорить работы по устройству стены в грунте - это может сказаться на сроках работ. Состояние построек будет проверяться с помощью тысяч специальных датчиков, расположенных в том числе под поверхностью земли. Информация с них будет ежечасно считываться централизованной компьютерной системой. Если приборы зафиксируют сдвиг грунта, работы придется приостановить до выяснения причин.

Впрочем, проектом предусмотрена пересадка старых зданий на новые свайные фундаменты вместо прежних дубовых свай. 30-метровые «микросваи» предполагается не вколачивать, а ввинчивать в землю наподобие буров.

Исторические корпуса (фундаменты которых обеспечат гидроизоляцией) окажутся за пределами подземного строительства. Стена же нужна для того, чтобы обезопасить новые подземные сооружения, прежде всего – подземную 4-уровневую парковку минимум на 1000 машиномест, предусмотренную инвестдоговором с городом. Ее предполагается возвести без рытья котлована – этажи будут «расти вниз» по методу top-down («сверху вниз»). Строителям придется устанавливать новые перекрытия по мере выемки грунта.

Подземными будут и въезды на остров. Транспорт, включая машины, доставляющие театральные декорации, сможет попасть сюда через тоннели со стороны Конногвардейского бульвара. Хотя вместо двух нынешних к Новой Голландии будут вести 4 моста через Крюков и 3 через Адмиралтейский канал, все они достанутся пешеходам.

Руководители проекта уверены, что жилые дома, находящиеся по соседству с Новой Голландией – через канал – не пострадают от строительных работ. Зато закрытый остров станет общедоступным для петербуржцев. Правда, романтики там нет – ее и не могло быть там, где испытывались образцы оружия и текли по каналам химикаты. Она родилась в воображении тех, кто смотрел на внешние архитектурные формы, но не видел содержимого – и сочинял его. Романтический туман развеялся – его сменила пыль от экскаваторов.

Текст: Василий Когаловский    Фото: Владислав Кунгуров