В 2008 году появилась специальная площадка для встреч участников этого рынка. 24 марта компания «Смайл Экспо» открыла в МВЦ «Крокус Экспо» (Москва) новую выставку – EAAPA-2008, посвященную парковому и развлекательному оборудованию.

По оценкам экспертов, объем рынка развлекательных услуг в России составляет около 4–5 млрд руб. в год. Такие цифры прозвучали на открытии выставки EAAPA-2008. Говорилось и о больших резервах для роста рынка. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что развитые страны намного опережают нас по данному показателю.

Под небом голубым

Участники рынка делят все развлечения на out door (открытые) и in door (закрытые), т. е. находящиеся в помещениях. Что касается out door, это в основном аттракционы в парках. По данным Союза ассоциаций и партнерств индустрии развлечений, в России имеется 600 таких площадок. Устройство зоны развлечений в городском парке – это, как правило, попытка покрыть расходы на эксплуатацию муниципального объекта, ведь сами по себе зеленые насаждения дохода не приносят.

Однако большинство парков – это бывшие ЦПКиО со старым аттракционным оборудованием и низкими ценами на билеты. Фактически это социальный бизнес, дотируемый из муниципальных бюджетов. Впрочем, кое-где условия рынка подталкивают его к развитию. Например, в Сочи в связи с необходимостью совершенствовать городскую инфраструктуру в преддверии Олимпиады-2014 на побережье предусматриваются передвижные парки аттракционов. В городском парке «Ривьера» часть территории арендуется под зону развлечений.

Реконструируется Анапский парк, ориентированный на детей. В Краснодаре развиваются четыре муниципальных парка, которые уже сегодня частично находятся на самоокупаемости. Вообще, южный регион России как курортный край традиционно имеет тенденцию к развитию индустрии развлечений. Недаром первый в СССР завод аттракционной техники находился именно в Краснодарском крае.

Устройство зоны развлечений в городском парке – это, как правило, попытка покрыть расходы на эксплуатацию муниципального объекта.

Из outdoor-развлечений набирают популярность пейнтбол, скалодром, картинг, хип-хопы, а для детей – веревочные городки. В тех случаях, когда невыгодно держать стационарный парк, создаются передвижные парки развлечений. По словам Романа Романова, президента Союза ассоциаций и партнерств индустрии развлечений, хороший аттракцион, расположенный в посещаемом месте, способен окупить себя за два сезона или даже за один. «Сейчас традиционные аттракционы типа «Солнышка», «Колокольчика» морально устаревают, – говорит он. – Аттракцион должен быть привлекательным по дизайну и прежде всего воздействовать на чувства. Тогда он будет коммерчески успешным. К счастью, в России около 50 предприятий – производителей аттракционов, и их продукция дешевле зарубежной».

Стоящие особняком

Развлечения in door могут размещаться как в отдельностоящих зданиях, так и в стенах торгово-развлекательных комплексов. В первых обычно располагаются кинотеатры, аквапарки, горнолыжные комплексы, ледовые дворцы, роллердромы. Как правило, все они являются бизнесом девелопера и управляются им самостоятельно.

Сейчас активно развиваются новые форматы рынка развлечений – например, закрытые детские развлекательные комплексы, которых уже много в столице, а также игровые центры при коттеджных поселках.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Елена Бухарова, руководитель проектов консалтинговой компании Russian Research Group

Западные инвесторы в качестве развлекательной составляющей предлагают сейчас крупномасштабные проекты: океанариум, дендрарий, мощные тематические составляющие в виде истории народов мира, истории национального костюма, парков и пр. Для российского рынка это пока еще очень дорогостоящее удовольствие, российские девелоперы по-прежнему продолжают строить объекты с «классическим» набором развлечений: мультиплексом, боулингом, детским развлекательным центром, иногда катком. Тем не менее и у нас появились единичные проекты с масштабной развлекательной зоной.

Теперь о проектах покрупнее. В подмосковном Красногорске начал функционировать крытый круглогодичный горнолыжный комплекс «Снеж.ком». О планах по строительству аналогичного сооружения общей площадью 74 тыс. кв. м на Киевском шоссе объявила фирма «МТ Девелопмент». На Ходынском поле в Москве открыт Ледовый дворец. Наконец, разные компании периодически заявляют о намерении строить в Подмосковье «Диснейленд». В 2005 году об этом объявила ГК «Белая дача», в 2007 – компания «Ист Лайн». Однако пока дальше разговоров дело не идет.

«Отдельностоящие развлекательные центры отличаются гораздо более длительными сроками окупаемости, чем в составе ТРЦ, – говорит Елена Бухарова, руководитель проектов консалтинговой компании Russian Research Group. – В частности, для проектов круглогодичных склонов девелоперы называют период окупаемости в районе шести лет». Но поскольку такие центры, как правило, построены недавно или еще находятся в стадии разработки, достоверных данных об их окупаемости нет. Расчеты девелоперов основываются на прогнозируемых количественных характеристиках посещаемости, а каковы будут реальные цифры, покажет время.

За пределами России в мире развлечений новое поветрие – тематические парки. Так, в Орландо (США) строится «Гарри Поттер парк». Его организаторы уверяют, что намерены воспроизвести предметный антураж фильма. Другой пример – парк «Мумия возвращается» (тоже в Америке), на который было затрачено около $80 млн. «В США это целые городки – центры семейного отдыха, куда приезжают на весь день или даже на несколько. Вход в него стоит около $70–90, и за эти деньги можно развлекаться на всех аттракционах парка, – рассказывает Росс Марти, управляющий директор Samer Ltd. – Здесь же строятся гостиницы, проживание в которых стоит $60–120 в сутки, и мотели подешевле».

Тематическим парком можно считать и давно существующие в Европе центры «Мадам Тюссо», где историческая тематика сплетается со «страшными» аттракционами. Как заявил Росс Марти, компания которого развивает их по всему миру, он хотел бы устроить подобный развлекательный центр и в Москве, но пока не может договориться о месте его размещения. «Зато в Шанхае строится самый большой наш развлекательный центр «Мадам Тюссо» площадью 20 тыс. кв. м. Вообще, Азия – самый перспективный регион», – сообщил он.

Росс Марти считает, что развлекательным центрам нужно придавать культурно-образовательную функцию, как сделано в «Мадам Тюссо». Это идет на пользу детям и очень нравится родителям.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Татьяна Ключинская, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International

Сегодня в условиях более развитого и конкурентного рынка торговой недвижимости недостаточно, чтобы торговый центр предоставлял возможность просто купить товар – он должен предложить покупателю нечто большее. Выбор покупателем того или иного ТЦ определяется не только наличием определенных марок, но и субъективным восприятием, которое складывается из многих нюансов. Для привлечения покупателей в торговые центры используются боулинги, катки, аттракционы, необычные интерьеры, красивые фонтаны и многое другое. Наличие кинотеатра в торговом центре в последнее время стало, скорее, правилом.

Еще одна тенденция – подобные парки становятся «умными». В них устанавливаются сложные системы безопасности, а также специальное оборудование, позволяющее, например, отслеживать местонахождение ребенка.

В составе ТЦ

Активнее всего развивается сегмент in door в торговых центрах. Размещение развлечений в качестве «якоря» в ТЦ – это самый простой способ для инвесторов «отбить» вложения. Разработчики концепций торговых объектов охотно идут операторам навстречу: с помощью развлечений можно привлечь посетителей в ТЦ даже с не очень хорошим расположением. Так, в торговый центр XL в Мытищах ездят и жители Москвы – из-за наличия в нем аквапарка «Ква-Ква-парк».

«Традиционно наибольший поток привлекают операторы кинопоказа, – говорит Елена Бухарова. – Частые семейные посещения многозальных кинотеатров создают необходимые потоки для ТЦ. Кроме того, посетители кинотеатров, как правило, являются и наиболее активной покупательской аудиторией». Мария Клименчук, старший консультант отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle, утверждает, что, согласно данным операторов развлечений, мультиплексы привлекают в целом около 60% населения разного возраста, пола и уровня социального достатка.

Эксперт отмечает, что схема размещения кинотеатров в ТЦ достаточно выгодна для развлекательных операторов, «поскольку синергия между кинотеатром и торговлей существует, а затраты на строительство мультиплекса несет собственник центра».

Еще одним видом коллективных развлечений в торговых центрах являются аттракционы. Они привлекают как семьи с детьми в возрасте 5–12 лет, так и школьников 13–17 лет, а также студентов и молодежь 18–29 лет. Что приводит к максимальному использованию ресурсов разных целевых аудиторий.

Довольно большой популярностью пользуются боулинг-клубы. «По сравнению с кинотеатром, боулинг привлекает в ТЦ меньший поток посетителей, однако, в отличие от мультиплексов, он способствует образованию группы постоянных клиентов. Любители этого вида досуга предпочитают, как правило, пользоваться одной и той же площадкой», – комментирует Елена Бухарова.

Теперь о тенденциях. «Залог успеха новых развлекательных зон – массовость, комплексность и оригинальность форматов, – полагает Мария Клименчук. – Относительно новым форматом является идея, которую воплотил «Трансфорс». Ресторан, реализованный на базе виртуальных технологий, предлагает своим посетителям как игровые, так и обучающие программы, ориентированные на различные целевые аудитории. Многие операторы развлечений («Инвесткинопроект», «Космик» и другие) развивают комплексные зоны активного отдыха, включающие в себя несколько развлекательных форматов: кино, боулинг, детское кафе, рестораны, детскую зону развлечений».

Об этом же заявила и Елена Бухарова: «В последнее время наметилась тенденция укрупнения как развлекательной зоны в целом, так и самих операторов. Зачастую в центре присутствует единственный арендатор развлекательного профиля, который на своих площадях представляет все виды развлечений».

Экономика вопроса

Выступая как магнит для привлечения посетителей, центры развлечений платят меньшие арендные ставки, чем торговые арендаторы. По данным Татьяны Ключинской, заместителя директора департамента торговой недвижимости Colliers International, диапазон арендных ставок для операторов развлекательных зон, которые традиционно занимют большие помещения, составляет от $100 до 400 за кв. м в год.

По словам Марии Клименчук, чистая арендная ставка в торговых центрах Москвы для мультиплекса формата 3–6 тыс. кв. м и для детской развлекательной зоны формата 800–1 000 кв. м в среднем равняется $200–300 за кв. м в год. Елена Бухарова называет такие средние арендные ставки: $180 за кв. м в год для детского развлекательного блока, $200 за кв. м в год для боулинга, $150 за кв. м в год для кинооператора.

По словам эксперта, обычно инвестиции в любую развлекательную составляющую равняются – $1 тыс. за кв. м, а для кинотеатра могут достигать $1,5–1,7 тыс. за кв. м. «Развлекательный сегмент характеризуется более длительными сроками окупаемости, нежели торговый сектор. Для аквапарка этот период составляет около 8–10 лет, для горнолыжного комплекса – 7–9 лет, большие развлекательные форматы, например, тематические парки, окупаются в срок до 14 лет», – говорит Мария Клименчук.

По оценкам экспертов, хороший аттракцион, расположенный в посещаемом месте, способен окупить себя за два сезона, а порой даже за один.

Прежде чем проектировать развлекательную составляющую в ТЦ, нужно оценить ее эффективность и вообще уместность. Это зависит от концепции и целевой аудитории, на которую ориентирован объект. Например, наличие «народного» кинотеатра в торговом центре класса de luxe не только не создаст дополнительный поток покупателей в магазины, но и может сыграть отрицательную роль.

Московский «Глобал Сити» – один из проектов, удачно сочетающих ритейл и масштабную зону развлечений. Последняя включает восьмизальный кинотеатр «Синема Парк», боулинг «Космик», развлекательный центр Playday и равняется 45% от арендуемой площади комплекса. Ну а в Петербурге это ТЦ «Планета Нептун», на территории которого находится первый в России океанариум, и «РоллерДром» с одноименной площадкой.

Особого внимания заслуживают аквапарки в составе развлекательных или торгово-развлекательных комплексов. Одним из первых стал мегакомплекс «Московский» в Самаре, в 2005 году компания «Лидер» заявила о реализации сетевого проекта аквапарков под маркой «Лимпопо», а в 2006 году открылся уже упоминавшийся выше «Ква-Ква-парк» на Ярославском шоссе под Москвой.

Поскольку рынок развлечений имеет серьезные резервы для дальнейшего развития, россияне в будущем смогут использовать предоставляемые услуги в большем объеме – как к собственному удовольствию, так и к удовольствию операторов и владельцев объектов коммерческой недвижимости.

Текст: Инна Казанова