– Егор Михайлович, почему в России страхование по-прежнему остается не слишком популярным?

– Основная причина в том, что страховая отрасль в значительной степени зависит от платежеспособного спроса на страховые услуги, который во многом определяется состоянием экономики страны. Поэтому если говорить о США, то там используется порядка трех тысяч видов страхования.

В Европе популярны около одной тысячи. В России же, согласно опросу, проведенному в прошлом году, в основном применяется всего девять! Кроме того, нежелание страховаться является особенностью российского менталитета. К сожалению, у нас не принято планировать на годы вперед. И основная задача, которая сегодня стоит перед страховщиками – сформировать привычку думать о будущем, как-то пытаться предусмотреть, предугадать и подстелить соломку там, где она необходима.

– Не лучше ли страховым компаниям пересмотреть свое отношение к осуществлению страховых выплат?

– Да, вы правы. Существует и такая проблема, как разница в ожиданиях страховой компании и клиента. Подавляющее большинство страховщиков действует по принципу – выгодно продать имеющийся страховой продукт. При этом они даже не пытаются оценить потребность клиента и предложить ему то, что способно наилучшим образом удовлетворить эту потребность.

И получается, что люди платят за нечто, о чем не имеют никакого представления! Фактически они покупают кота в мешке. Оформляя страховой полис, человек часто не утруждает себя чтением всех бумаг, которые ему приходится подписывать, и даже не пытается толком разобраться в условиях сделки. Поэтому зачастую при наступлении страхового случая возникают всевозможные недоразумения. Это навсегда отвращает клиента от страхования как такового и создает ощущение, что все страховщики – аферисты.

Понятно, что подобные ситуации не стимулируют развитие отрасли. Поэтому проблему необходимо решать, приводя ожидания страхователей и фактическую ситуацию на рынке к общему знаменателю. Этим как раз и занимается наше агентство – мы через материалы в СМИ (печать, радио, ТВ, интернет) доносим и «разжевываем» информацию об особенностях профессионального страхования. Переводим ее на обычный понятный человеческий язык, пытаясь добиться того, чтобы клиент приходил в компанию подготовленный, а компания отвечала на его системные запросы.

Вы сказали, что сейчас в России популярны всего девять видов страхования. Какие из них будут развиваться быстрее остальных и почему?

– Если говорить о перспективах рынка, то существуют две возможности его развития – обязательное страхование и добровольное. Объясню на примере ОСАГО. Именно эта программа позволила страховщикам сформировать обширную базу потенциальных клиентов, которым как минимум раз в год, во время переоформления полисов ОСАГО, можно предлагать и другие страховые продукты.

Досье «ДН»:

Егор Шадурский

Генеральный директор агентства по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion

Родился в 1979 году в Ленинграде. Получил высшее образование в Санкт-Петербургском Государственном Университете, на философском и экономическом факультетах.

С 2000 года работал независимым обозревателем федеральной деловой прессы. Работал в 24 редакциях средств массовой информации Петербурга и Москвы на позициях: штатный корреспондент, независимый обозреватель, фрилансер, редактор, шеф-редактор, директор.

Пиарщик и рекламист, автор более тысячи публикаций, автор проекта рекламного каталога скидок Петербурга «ДИСКОНТ», соавтор идеи делового журнала S.NOB/Not only business (www.s-nob.ru). В 2005 году основал и возглавил рекламное агентство «Медиа КИТ».

С 2006 года является генеральным директором страхового коммуникационного агентства Shadursky Promotion.

Источник: Shadursky Promotion

Если говорить об обязательном страховании, то локомотивом в развитии этого бизнеса будет, конечно, защита автотранспорта физических лиц. Что особенно актуально в связи с развитием системы автокредитования. Следующим шагом, по логике вещей, должно стать страхование недвижимого имущества. Думаю, что всплеск активности в области ипотечного кредитования ускорит этот процесс.

Ведь любой кредит на приобретение жилой недвижимости – будь то квартира или загородный дом – в обязательном порядке предусматривает комплекс мер по защите имущества. В том числе страхование титула на случай потери права собственности на купленное в кредит жилье. Поэтому данный вид деятельности в связке с ипотекой будет развиваться очень активно. Кроме того, сегодня на уровне законов обсуждаются обязательное страхование ответственности владельцев квартир перед третьими лицами, а также страхование ответственности владельцев опасных объектов.

Известно, что титульное страхование востребовано при сделках с загородной недвижимостью. Насколько сегодня перспективно это направление?

– Сегодня наиболее часто страхуется дорогая загородная недвижимость стоимостью от $100 тыс. Ее владельцы активно идут на сотрудничество со страховщиками. Более того, если говорить о целом комплексе коттеджных застроек, то управляющая компания сама зачастую является инициатором привлечения страховых компаний. Кстати, на нашем рынке появились первые программы коллективного страхования малоэтажных поселков – своего рода «оптовое» страхование загородной недвижимости. Оно позволяет владельцам координировать свои действия и получать определенные льготы при пользовании этим продуктом.

Егор, скажите, а вырос ли девелоперский спрос на страховые услуги? И были ли какие-то примеры выплат владельцам коммерческой недвижимости?

– Да, безусловно. Причем и дальнейшие перспективы достаточно радужные ввиду высоких темпов развития строительного бизнеса. Что касается страховых выплат за поврежденную коммерческую недвижимость, то здесь прежде всего стоит отметить нашумевший пожар в гостинице «Националь». Тогда СК «Ингосстрах» внесла около 7,2 млн руб. за последствия от теракта. Насколько я помню, отель пострадал серьезно: были повреждены старинные оконные рамы, выбиты стекла, испорчена отделка фасада.

Кредит на приобретение жилой недвижимости в обязательном порядке предусматривает комплекс мер по защите имущества.

Если говорить об абсолютных цифрах, то сейчас по статистике застраховано не более 15% от общего количества коммерческой недвижимости (это и отели, и бизнес-центры, и офисные помещения). В отличие от жилых помещений коммерческие все же менее подвержены рискам, поэтому и наступление страховых случаев здесь не такое частое. Впрочем, примерно с каждым 10–12-ым объектом что-то да случается.

Сейчас много говорят о консолидации рынка. Каковы будут последствия этого процесса и выиграет ли от них потребитель страховых услуг?

– Сегодня политика государства в целом направлена на то, чтобы с рынка ушли все малонадежные и мелкие компании. Так что процесс консолидации вполне закономерен. Билет на рынок становится все более и более дорогим, увеличиваются требования к уставному капиталу, и многие фирмы не выдерживают. Но если говорить о выгоде потребителя, то никаких минусов я здесь не вижу. Количество надежных компаний вырастет, а качество услуг повысится. Поэтому бояться нечего.

Текст: Татьяна Елекоева