По мнению экспертов, ежегодный прирост рынка аренды строительной техники в России составляет около 20%. Емкость этого бизнеса в Петербурге эксперты оценивают в 70 млн евро в год, в Москве – в 200 млн, и прогнозируют, что данный сектор рынка в ближайшем будущем ждет серьезный скачок в его развитии. Если говорить о Северной столице, рост рынка аренды строительной техники обусловлен реализацией таких масштабных проектов, как «Балтийская жемчужина», Орловский тоннель, Западный скоростной диаметр, «Новая Голландия», Надземный экспресс, новый футбольный стадион и др. Здесь не обойтись без привлечения в том числе и современной техники ведущих мировых производителей. Однако приобретение ее доступно далеко не всем.
Матвей Фомин, заместитель директора по работе с клиентами компании Rental Units, занимающейся арендой автокранов большой грузоподъемности, отмечает: «Рынок аренды строительной техники продолжит свое развитие. Мы видим появление и активизацию молодых предприятий, заметно и увеличение парков техники основных игроков. Потребители осознают удобство аренды техники. Анализ показывает динамику активности спроса на полный комплекс работ, что, безусловно, экономит время и ресурсы строительных компаний».
Цена и качество
«По многим категориям оборудования цены опустились практически до демпинговых, – отмечает генеральный директор ЗАО «Рамирент» Александр Степочкин. – Это связано с тем, что сезон еще только начинается, а крупные компании уже закупили необходимое количество оборудования. И его нужно сдавать в аренду. В разгар строительного сезона цены нормализуются».
По мнению Павла Жижина, напротив, «падение спроса для потребителя, в конечном итоге, оборачивается ростом цен».
Матвей Фомин считает, что «гибкую ценовую политику могут предлагать как крупные, так и средние, и мелкие компании. Потребители должны понимать, что помимо стоимости работ немаловажными факторами являются сроки, состояние парка техники, качество предоставляемых услуг».
С точки зрения Александра Степочкина, «мелкие компании за счет ведения «черной» бухгалтерии могут позволить себе снижать цены. Но существует большая разница в позиционировании. Крупные компании стараются работать с солидными заказчиками. Небольшие арендные фирмы обслуживают, как правило, немногочисленные строительные бригады – им требуется гораздо меньше оборудования, нет необходимости предоставлять качественный сервис».
Несколько иное мнение у Матвея Фомина: «Рынок строительной техники стремительно растет и развивается. По этой причине, да и еще целому ряду, снижения цен на аренду техники ждать не стоит. Скорее всего, конкурирующие компании будут стремиться повысить качество предлагаемых услуг».
По мнению Павла Жижина, «крупные компании, такие как «АКРОС», «Возрождение», контролируют 10% техники, то есть монополистами их назвать нельзя. Оставшиеся 90% принадлежат средним и мелким компаниям. «АКРОС» и «Возрождение» имеют дело с крупными заказчиками, которым интересна вся линейка техники. Небольшие фирмы, которым необходимы одна-две или даже пять-десять единиц стройтехники, предпочитают обращаться в средние и мелкие арендные организации».
Итак, крупные игроки строительного рынка, производящие большие объемы земляных и общестроительных работ, нацелены на крупных операторов.
Мелкие арендные предприятия ориентированы на небольшие компании. Таким образом, между небольшими и крупными арендными компаниями нет прямой конкуренции. «Небольшие компании устраивает цена, крупным важен не столько тариф, сколько комплексность подхода, – говорит Павел Жижин. – Сегодня реализуются масштабные объекты, под которые крупные компании сами покупают технику. А организация, сдающая технику внаем помимо того, что эксплуатирует это оборудование сама, еще имеет прибыль, достигающую 30–40%».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ: Павел Жижин, руководитель направления компании «Лидер» Цена на отечественное оборудование сегодня предельная. А это приводит к тому, что применять его нелогично. При использовании отечественной техники велика вероятность непредвиденного простоя по причине ремонта, и, соответственно, возникают дополнительные незапланированные материальные затраты. В результате медленнее осваиваешь деньги, полученные от заказчиков. За импортные аналоги ты платишь в два раза больше, но и дольше их эксплуатируешь. |
С ценовой политикой связан и такой аспект, как вытеснение с рынка отечественной продукции. По мнению Павла Жижина, происходит это из-за того, что российский производитель стремится догнать по ценам импортную технику: «Общаясь с продавцами отечественной техники, мы впервые столкнулись с тем, что нам в конце марта предлагали модели производства декабря 2007 года. Ажиотажного спроса больше нет. И дело не в том, что ведущие мировые производители (такие, скажем, как Caterpillar, который, кстати, отметил 35-летие своей деятельности в нашей стране) умело завоевывают отечественный рынок, а в неумеренном и необоснованном росте цен на отечественную продукцию».
Кадры решают все
Павел Жижин констатирует: «Большая проблема сегодня – найти грамотного машиниста. При большом количестве предложений и ограниченном числе профессионалов, способных квалифицированно работать, находить общий язык с прорабами и т. п., в последнее время отмечен рост запросов по заработной плате и, как следствие, ее увеличение.
Работодатели вынуждены либо повышать зарплату, либо расставаться с ценными работниками и довольствоваться людьми, в которых нельзя быть уверенным полностью. Хотя основным мотивом для машинистов сегодня (после известных событий последних пятнадцати-двадцати лет) является стабильность. Если они уверены в постоянной и своевременной оплате труда, то готовы довольствоваться и относительно невысоким уровнем вознаграждения».
Прогнозы
Кто же в конце концов останется в выигрыше, крупные или небольшие арендные компании? Прогнозы Павла Жижина таковы: «Мы сможем увидеть это года через полтора-два. Сейчас наблюдаются изменения на международном рынке – определенный кризис ликвидности, который будет сказываться и на российской экономике. Уже сегодня заметна тенденция по разукрупнению компаний – они станут более мобильными, избавятся от излишне раздутых штатов и смогут более гибко подходить к отдельному потребителю».
«Какие-то направления по аренде техники со временем будут приносить меньший доход, – продолжает г-н Жижин. – Крупные строительные компании также, видимо, будут проводить более гибкую политику: какую-то часть оборудования брать у «АКРОСа» и «Возрождения», а какую-то – у небольших арендных фирм. К тому же девелоперы зачастую привлекают для реализации проектов силы отдельных бригад. Генподрядчиком выступает компания с красивым звучным названием, а на деле – малоизвестные субподрядчики».
Если обобщить, то сегодня наблюдается динамичное пополнение парков строительной техникой, что, видимо, будет продолжаться и в дальнейшем.