– Сейчас заявлено несколько масштабных проектов по комплексному развитию территорий. Каков вклад правительства города в качественное развитие рынка коммерческой недвижимости?
– Действительно, в последние несколько лет отмечается бурное развитие коммерческой недвижимости, прежде всего торговой. Городское правительство уделяет большое внимание и оказывает содействие развитию отечественных сетевых компаний, таких как «О`Кей», «Максидом», «Лента», «Пятерочка» и других.
Надо отметить, что сегодня в Петербурге 3,814 млн кв. м торговых площадей, и 2,8 млн из них построены за последние семь лет. Важно, что подход к развитию торговли в Северной столице разноплановый: наряду с решением локальных задач, таких как магазины шаговой доступности, приоритетным стал именно комплексный подход к развитию территорий, внедрению и расширению торговых сетей.
Так, на месте старого трамвайного парка появится большой общественно-деловой комплекс, создание которого будет осуществлено по принципам государственно-частного партнерства. В обозримом будущем преобразится пространство Апраксина двора – пожалуй, одного из сложнейших городских объектов, где имеется как городская, так и частная собственность, а также долгосрочная аренда. Компания «Главстрой», выигравшая на торгах право комплексного освоения этой территории, – серьезный игрок на строительном рынке.
Торговля разместится и в другой близкой к центру части города – в районе Новой Голландии. Здесь в основном федеральная собственность, в небольшой доле есть городская. В будущем мы ожидаем появления современных торговых комплексов на таких территориях, как Московская Славянка, Измайловская перспектива и других.
– В воплощении многих амбициозных проектов, заявленных еще в 2004–2005 годах, нет кардинальных подвижек. Например, в преобразовании упомянутой Измайловской перспективы.
– Развитие заявленных планов есть. Реализация любого проекта, а особенно такого крупного, требует колоссальной работы еще до начала собственно процесса строительства. Правительством подготовлен и утвержден проект планировки Измайловской перспективы. Сейчас проводится межевание территории, выделение участков городской собственности. Заключено соглашение с РАО ЖД о выводе принадлежащих ему предприятий с этой земли. И уже в 2008 году мы проведем торги. Поэтому темпы реализации этих проектов высокие, город за свой счет выполняет существенную часть работы.
– Петербург испытывает дефицит высококачественных офисных центров. Где, на ваш взгляд, прежде всего должны развиваться административно-деловые зоны?
– Отчасти соглашусь: город испытывает дефицит современных бизнес-центров классов «А» и «Б». Что касается приоритетных территорий для строительства бизнес-объектов, то, конечно, это Митрофаньевское шоссе, Васильевский остров, где на участке намыва появится большой административно-деловой квартал. Выборгскую набережную мы пока не рассматриваем как зону преимущественно деловой застройки. На наш взгляд, наиболее перспективным в этом направлении должна стать регенерация территорий близ центра, на которых сегодня находятся промышленные предприятия.
– Какие новые объекты прежде всего должны появляться на месте переводимых за пределы города промышленных мощностей?
– Практически все пространства в городе, о которых мы говорим, перекрашены на Генплане в цвет, соответствующий деловой застройке. Это должны быть многофункциональные проекты, где кроме офисных площадей будет жилье, гостиницы, торговля и т. д. Мы не хотим, чтобы какие-то зоны сплошь превратились в нежилые и чтобы жизнь в них была лишь с восьми часов утра до шести вечера.
Мы не хотим, чтобы какие-то зоны сплошь превратились в нежилые, где жизнь была бы с восьми часов утра до шести вечера. |
Но мы не только создаем условия для изменения функций предприятий, но и помогаем перевести производственные мощности в пределах города в новые промышленные зоны. Например, таким образом были подобраны пять гектаров для завода «Красный выборжец», который перевел свое производство по сплаву редких металлов.
– Как вы оцениваете потенциал подземного строительства в Петербурге?
– Весь мировой опыт показывает, что освоением подземного пространства следует заниматься в первую очередь с точки зрения транспортных вопросов: либо это проезд, либо парковка. Но при этом необходимо внимательно относиться к городской среде, надо понимать технологии и нормы подземного строительства. Пока реализация даже относительно простых проектов реконструкции в центре города порой вызывает трещины на соседних зданиях.
Я присутствовал на первом заседании Общественного совета по вопросам градостроительства и архитектуры, где обсуждалось подземное строительство, в частности, проект освоения подземного пространства площади Восстания. Однако мне показалось, что в планах инвестора главной целью являлось возведение большого торгового центра. При предложенном подходе к делу городские задачи не решаются, и вся прелесть инвестиционного освоения подземного пространства для города пропадает. Я предложил пересмотреть проект. В принципе, этажи с торговлей допустимы, но я хочу, чтобы под площадью разместились 1–1,5 тысяч парковочных мест для автомобилей.
– Петербург в последнее время генерирует новые подходы в сфере девелопмента коммерческой недвижимости. Будут ли внедряться инновации в ближайшие годы?
– Город взял курс на использование современных подходов к развитию. В Петербурге механизм государственно-частного партнерства впервые был применен в рамках реализации проекта строительства Юго-Западных очистных сооружений. В настоящее время в Северной столице с использованием данных принципов сотрудничества реализуются проекты создания автомобильной магистрали Западный скоростной диаметр, Орловского тоннеля под Невой, Надземного экспресса.
Досье «ДН»: Александр Иванович Вахмистров Родился 17 апреля 1954 года в Ставрополе. Имеет два высших образования: строительное (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) и юридическое (Санкт-Петербургский университет МВД РФ). С 1975 по 1978 года работал конструктором в СКБ «Индикатор». С 1985 по 1987 год занимал пост начальника строительного управления № 339 «Главзапстроя». С 1989 года – генеральный директор совместного строительного предприятия «Филко» и директор по строительству концерна «Олби». С 1994 по 1996 год – директор Государственного учреждения «Управление инвестиций» Департамента строительства. С 2000 года - председатель Комитета по строительству, вице-губернатор Петербурга. Доктор экономических наук, профессор. Источник: cобственные данные |
Самым ярким примером я бы назвал строительство и эксплуатацию нового аэропорта на условиях концессии. Реализация этого масштабного проекта подразумевает комплексное развитие всей территории аэропорта – здесь помимо самого терминала расположится большая деловая зона, разместятся гостиницы, магазины и так далее.
На партнерских условиях, близких к государственно-частным, предполагается реализовать и проект «Невской ратуши». Мы готовы и дальше рассматривать предложения о совместной работе. Такие современные подходы позволяют обеспечить наиболее эффективное управление проектом на стадии строительства и эксплуатации объекта, создать баланс между социально-экономическими интересами территории и коммерческими целями инвестора. Несомненно, правительство города в этом заинтересовано.