Обычно новости о Сенате и Синоде идут под одной шапкой, но сейчас это два разных объекта. В отремонтированное здание Сената скоро переедет Конституционный суд, а то, что в данный момент происходит в Синоде, как минимум странно.

Крысы бегут с корабля

Недавно был обнародован план реконструкции здания Синода (источник пожелал остаться неизвестным). Ключевое слово здесь – «реконструкция». Напомним, по российскому законодательству любая реконструкция охраняемых объектов наследия, каким и является Синод, запрещена. Возможна только реставрация. На плане изображена стеклянная надстройка почти 9 метров в высоту.

Организаторы круглого стола по Синоду в связи с абсолютной информационной закрытостью объекта надеялись получить сведения из первых рук. И зря – никто из представителей заказчика не явился, хотя приглашения были высланы за неделю. Представители заказчика (Управления делами Президента РФ) - это «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в СЗФО» и фирмы, выполняющие проект реконструкции и реставрации. Более того, с сайта фирмы «Арт Стайл» (разработчика концепции мультимедийных залов библиотеки имени Бориса Ельцина, бара и панорамного кафе в мансардном этаже Синода) после приглашения к публичному обсуждению пропали все фотографии проекта.

В самой фирме заявили, что им запрещено предоставлять материалы и комментарии к ним (одна из фотографий, например, демонстрировала замену исторической столярки на уродливый в контексте этого здания, но чрезвычайно практичный стеклопакет). В архитектурной мастерской Евгения Меркурьева, где выполняли проект реконструкции Синода, на приглашение ответили вопросом: «Кто вам вообще дал право организовывать круглый стол?» Член президиума петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов заявил, что если бы этот проект не был правдой, то кто-нибудь обязательно бы его опроверг. «Они похожи на маленьких детей, которых поймали за руку», - высказалась археолог Светлана Шуньгина.

Россвязьохранкультуре ничего не известно

Руководитель Управления Россвязьохранкультуры по Северо-Западному федеральному округу Виталий Калинин по объективным причинам также не смог приехать, но согласился ответить на вопросы по телефону позже. И ответил, правда, невнятно: «Проект приспособления здания   Синода под президентскую библиотеку, предоставленный Дирекцией Управделами Президента РФ, нами согласован в полном объеме в той части, где ведутся работы». В согласованном проекте, по его словам, отсутствует изменение уклона кровли.

«Мне ничего не известно и о якобы предусмотренном превышении новой крыши на 9 метров от конька существующего здания Синода, - сказал г-н Калинин. И пообещал: «Никакого остекления со стороны Исаакиевского собора и другой «модерновости» не будет». Радует, что хотя бы в Россвязьохранкультуре не путают термины «реставрация», «реконструкция», «обновление» и «капремонт».

Профессиональный подвиг

Археолог Светлана Шуньгина говорит о находках во дворе Синода: «Сначала мне заявляли, что археологическое исследование там не предусматривается вообще. Или отшучивались – «когда найдем ваш шлем Александра Македонского, тогда и позовем». А «предусмотрели» исследование только после обращения в Россвязьохранкультуру. Так исполнители заказа узнали, что по закону любые строительные работы на охраняемом объекте, ведущиеся на глубине более 30 см должны начинаться с археологического исследования.

А обнаруженный при снятии грунта во дворе старый хлам оказался остатками Меншиковского дворца. «Речь идет о фрагменте кирпичной кладки стен высотой около одного метра. Эти работы будут доведены до конца, все археологические находки описаны и сфотографированы, а часть стены будет музеефицирована», - заверил г-н Калинин. Это значит, что въезжающие в подвал смогут ознакомиться с историей здания на оборудованных там стендах. Но Россвязьохранкультура немного запоздала.

«Мы, археологи, буквально  идем за экскаваторами, и археологические утраты составляют уже около 80%», - говорит Светлана Шуньгина. Кстати, она оказалась единственным человеком согласившемся прокомментировать происходящее из тех, кто ведет работы на Синоде, «с той стороны баррикад». Она рассказала, что на территорию Сената в свое время также археологов не допускали. В ответ «с этой стороны баррикад» все сошлись во мнении, что выступление Светланы – это профессиональный подвиг и проявление гражданского мужества, которого представителям заказчика не хватило.

Взгляд со стороны

Президент Международного общества спасения русских памятников и ландшафтов, профессор университета в Нью-Джерси, религиозный философ, культуролог, потомок героя Русско-японской войны контр-адмирала Небольсина (и так далее, и так далее), Аркадий Небольсин гостил в это время в Петербурге. Ему принадлежат слова «Я прощаюсь с Петербургом. Это не означает, что я собираюсь навсегда покинуть город. Это значит, что город покидает нас».

Слушая экспертов, Аркадий Небольсин недоумевал:  «Почему сегодня не пришли из Управления делами Президента? Что это за история? Здесь логика, здесь правда, а большие люди как будто стесняются». Также он заявил, что мечтает заплатить денег и снести здания «Аврора» и «Монблан» до приемлемой для города высоты.

«Виды Санкт-Петербурга в большой опасности», - говорит профессор. Будучи в нашем городе в гостях, он во время прогулки посмотрел на Петербург с набережной и расстроился. Аркадий Небольсин пожелал, чтоб обсуждение сноса башни «Монпарнаса» во Франции стал для нашего Президента примером, а по поводу несоблюдения законодательства в сфере охраны культурного наследия заявил: «Есть законы, а их не соблюдают – это какая-то мафия и разброд».
 

И под конец он затронул тему башни Газпрома: «В ЮНЕСКО никаких реальных проектов башни Газпрома нет, все что есть – это эскиз и пропаганда. Настоящий проект не представлен до сих пор. Это какая-то чичиковщина – мертвые души, мертвые башни». Г-н Небольсин добавил, что эту информацию он получил от представителя России в ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе и цитирует с его разрешения. Профессор сказал, что когда в рекламных буклетах фраза «с видом на историческую панораму города» сменится на «с видом на башню Газпрома и стеклянные «шишки», Петербург превратится в «стеклянную провинцию», и его просто исключат из списка всемирного наследия. Обсуждения в ЮНЕСКО уже идут.

Кстати, г-н Небольсин рассказал, что во Франции сняли скандальный фильм про башню Газпрома, а «в России его почему-то запретили показывать»…

О диктатуре закона

Заместитель директора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик констатировал:  «Мы переживаем крах понятия «культурное наследие». Он высказал мнение, что сегодня размыты или вообще стерты критерии этого понятия. А главным критерием на самом деле является подлинность объекта (по Своду реставрационных правил).

В то время как многие руководители воспринимают, по его словам, наследие как легко заменяемую театральную декорацию. Михаил Мильчик посетовал, что реставраторы от заказчиков и исполнителей все чаще стали слышать слова: «Что вы держитесь за это старье? Мы сделаем лучше, и все будет как новенькое». «Видимо, нас еще ждет немало открытий а-ля Синод», - завершил свою речь г-н Мильчик.

Сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК, директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис поставил вопрос ребром, заявив, что на следующее обсуждение этого вопроса нужно приглашать прокурора. «Сам Синод находится под окном у прокуратуры, вздувшаяся крыша отеля «Ренессанс» – на ее задах, в здание Сената скоро переедет Конституционный суд, - говорит Александр Марголис, - а у нас вовсю творится системное надругательство над законом в сфере культурного наследия».

Далее он отметил, что для того, чтобы затеять судебный процесс, нужна корректно подготовленная информация на ответчика, которую, нарушая уже закон о СМИ, заказчик не предоставляет. «Туда могут не пустить из соображения безопасности, но информацию они предоставлять обязаны, это же не стратегический объект, в конце концов! А по Синоду даже общественных слушаний не было», - возмущался г-н Марголис. Все эксперты еще раз сделали упор на то, что реконструкция на охраняемом объекте невозможна по закону, но примеров, когда проект не согласован, а работы ведутся, много.

Михаил Мильчик объяснил и недоумение Аркадия Небольсина: «Из-за проблем, связанных с несоблюдением охранного законодательства, нам сложно общаться с цивилизованным миром. У них ведь все по закону, и как может быть иначе, они не понимают».

А примерно восемь лет назад один известный петербуржец, от которого все это время многое зависело, сказал, что признает только одну диктатуру – диктатуру закона.

Текст: Вероника Архипова