Схема обозначит «пятна», выделенные для создания новых жилых, промышленных и логистических зон, приоритеты в развитии инфраструктуры, коммунального хозяйства и дорожной сети. Муниципалитеты со своей стороны должны разработать локальные схемы и градостроительные планы поселений. Пока дело идет ни шатко, ни валко: за неимением средств местные власти перекладывают финансирование подготовки документов на заинтересованных инвесторов – если таковые имеются.

Маленькое, но сегодня

Схема территориального планирования Ленобласти, разработанная НИИ Урбанистики, вчерне готова. Она будет обсуждена на ближайшем заседании областного правительства, а к лету ее представят общественности, сообщил председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Валерий Ким. Предполагается, что этот документ позволит и власти, и хозяйствующим субъектам видеть возможные точки приложения сил на ближайшие 20-25 лет и определит зоны активного развития.

По словам главного архитектора, схема предусматривает появление новых населенных пунктов, в том числе городов. Жилые районы будут строиться синхронно с местами приложения рабочих рук и развитием социальной инфраструктуры.

Задача строительства по 1 кв. м жилья на душу населения в год означает, что с 2010 года в Ленобласти ежегодно должно возводиться 1,5 млн кв. м, из них 1 млн – в малоэтажных постройках. Валерий Ким сообщил, что определены «пятна» под застройку 6 млн кв. м малоэтажки в течение 5-6 лет. Из этого объема 3 млн приходится на районы, удаленные от Петербурга на 25-30 км и более.

«Для подавляющего большинства населенных пунктов Ленинградской области необходима реализация проектов малоэтажной застройки. Только она должна быть не точечной, а комплексной. Такие проекты имеются. Коттеджные поселки, которые строятся сегодня, доступным жильем для жителей области не назовешь», - говорит председатель Комитета по строительству Сергей Абрамчик.

Дороги пойдут по кругу

Кроме нынешнего КАДа вокруг Санкт-Петербурга в перспективе появятся еще, по крайней мере, три транспортных кольца. Трасса КАД-2 уже определена, третьим кольцом станет нынешняя бетонка А-120. Четвертое пройдет через Кингисеппский, Волосовский, Ломоносовский,   Тосненский, Киришский и Лодейнопольский районы и севернее города. Планируется и создание железнодорожного обхода Санкт-Петербурга.

Идея нескольких колец появилась совсем недавно. Еще в начале года заместитель председателя КГА Евгений Домрачев публично говорил лишь о втором транспортном кольце.

В планах - строительство новых федеральных автодорог от Великого Новгорода к порту Усть-Луга и от Петербурга к центру России и Поволжью через Кириши. Должны появиться и платные трассы: Санкт-Петербург - Выборг и новый выезд на дорогу к Сортавале на участке КАД - Скотное - Керро.

Строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза в рамках реконструкции Волго-Балта обойдется ориентировочно в $200 млн, но кардинальным решением проблемы считается прокладка альтернативного водного пути из Ладоги в Финский залив. Предложений по вариантам «дублера Невы» несколько.

Приоритетным считается соединение бассейнов Волхова и Луги по рекам Тигоде и Оредежу протяженностью около 320 км, по трассам старых каналов, которые начинали строить еще в XVIII-XIX вв. В этом случае речной и морской пути будут напрямую связаны через усть-лужский порт.

Склады на перекрестках

На пересечениях федеральных автомобильных дорог с КАДом и бетонкой А-120 появятся 8 новых инвестиционных зон. В первую очередь промышленные и логистические комплексы будут строиться вдоль КАДа – в районах Уткиной Заводи и Парнаса. Затем - вдоль бетонки.

Чтобы не множить проблем с инженерно-транспортным обустройством, планировщики предлагают создавать новые промзоны на базе существующих производственных объектов. Это территории в районе Большой Ижоры и Гостилиц, на пересечении А-120 с трассой «Нарва» и Киевским шоссе, железной дорогой к Луге и автомобильной к Вырице, вдоль Московского шоссе близ Тосно и южнее Никольского, в районе Мги, Кировска и Молодцова.

В Кингисеппском районе может быть создана особая экономическая зона, которая обеспечит конкурентоспособность порта Усть-Луга и привлечет предприятия, ориентированные на экспорт готовых изделий с импортными комплектующими.

Заметим, что в 2007 году в регионе не появилось ни одной новой промышленной зоны – именно из-за того, что не было схем территориального планирования и планов развития естественных монополий. Вице-губернатор Григорий Двас еще в начале года заявлял: «Возможности предоставления инвестиционно-подготовленных площадок резко сокращены». Подготовленные к заседанию правительства документы по схеме планирования, увы, не дают ответа на вечный вопрос «Что делать?». Очевидно, тянуть к стройкам все линии коммуникаций придется самим инвесторам.

Тридевятое диснейлендство

Если сельского хозяйства разработчики схемы касаются вскользь, то превращению Ленобласти в туристическую Мекку уделяют много внимания.

Одним из самых значимых, с их точки зрения проектов, следует считать «Тридевятое царство» в районе Озерков. Здесь намечено строительство высотных гостиниц, искусственных горнолыжных склонов, луна-парка, международного бизнес-центра, спортивно-оздоровительных комплексов, океанариума, сафари-парка и Диснейленда.

А в Большой Ижоре предполагается создание крупного развлекательного комплекса «Оранж» с яхтенным центром, стадионом, аквапарком, ботаническим садом. Уже в этом году начнется строительство торгово-развлекательного комплекса «Невский Колизей» в Новом Девяткине.

В Уткиной Заводи запланировано создание «Европарка», в котором будут представлены самые значимые архитектурные сооружения разных стран в виде уменьшенных копий. Это значит, что во Всеволожском районе будут построены своя Пизанская башня и свой Тауэр, к которым проложат линию метро из Петербурга.

Аквапарки, гольф-клубы, конно-спортивные центры, горнолыжные объекты могут появиться в Кировском, Волховском и Лодейнопольском районах. Для туристов предполагается реконструировать дороги и инженерные сети.

Незапланированные районы

Если на областном уровне схема планирования разрабатывается, то в районах и, особенно на уровне муниципалитетов первого уровня, процесс идет куда медленнее, даже несмотря на требование Градостроительного кодекса иметь граддокументацию к 2010 году. Из 17 районов области схемы территориального планирования утверждены в 13, а 4 района даже не приняли решения о разработке таких документов.

Из 60 городских поселений генпланы утверждены в шести, а в 21 к разработке не приступали. Из 142 сельских поселений они утверждены в двух и готовятся еще в 50, в большинстве случаев при содействии заинтересованных инвесторов. Между тем, именно на муниципалитеты возложено выделение земли под инвестпроекты и жилищное строительство – а делать это без генплана нельзя. Единственная альтернатива – строить на участках, приобретенных в частную собственность. Здесь жилье будет куда дороже: стоимость земли может достичь 25-40% стоимости проекта. 

Некоторые города и районы в восточной части области пока не собираются разрабатывать новые генпланы и намерены обойтись теми, что созданы еще при социализме: все равно большого строительства не ожидается. Но региональные власти высказываются именно за развитие отдаленных поселений и против строительства новых кварталов вокруг мегаполиса.

Проект закона о градостроительной деятельности в Ленобласти будет вынесен на заседание регионального правительства в мае-июне 2008 года, сообщил Евгений Домрачев. А областную схему территориального планирования, после формального завершения ее разработки, до осени будут согласовывать профильные комитеты областного правительства, после чего она уйдет на утверждение в Минрегионразвития.
 

Текст: Василий Когаловский