Вскрытие конвертов с заявками происходило в закрытом режиме – на заседание конкурсной комиссии журналистов не пустили. Однако после него губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сама вышла к представителям СМИ и рассказала о его итогах. Как оказалось, заявки на участие в проекте подали сразу шесть консорциумов, в состав двух из них входят российские структуры. Решение о том, какой из них займется строительством и эксплуатацией нового вида городского пассажирского транспорта, будет принято в конце декабря текущего года.

От Китая до Милана

Первым заявку на строительство и эксплуатацию Надземного экспресса подал консорциум «Ансальдо. Транспортные железнодорожные системы» в составе компаний Ansaldo Transporti, Skoda, ATM Milan и Soares da Costa Grupo.

В конкурсе также приняло участие сообщество «Южный Экспресс», в которое вошли фирмы Alstom, Bouygues Construction, Transdev и «Мостоотряд 19».
Еще один претендент на реализацию проекта - «Экспресс Северной Столицы», который объединяет компании Siemens, Strabag, «Внешторгбанк» и «Базовый элемент». 

Кроме того, участие в конкурсе приняли консорциум «Стрельна Экспресс» (образован структурами Bombardier и Vinci), японская фирма «Мицуи» и китайская Hammonds Construction Group. Две последние планируют реализовывать проект самостоятельно - без участия других предприятий.

Валентина Матвиенко призналась, что не ожидала такого интереса к проекту со стороны крупных зарубежных компаний. «Мы и предположить не могли, что на конкурс подадут заявки все ведущие фирмы мира, когда-либо занимавшиеся подобными проектами», - добавила губернатор и заявила о том, что выбрать победителя будет весьма непросто.

Одним из наиболее вероятных претендентов на победу является консорциум «Экспресс Северной Столицы». Почти треть акций акций Strabag принадлежат холдингу «Базовый элемент», который также является участником сообщества компаний «Экспресс Северной Столицы». Учитывая возросшую активность «Базового элемента» в Петербурге, можно предположить, что холдинг предпримет все усилия для закрепления своих позиций на рынке недвижимости Северной столицы.

Напомним, что в настоящее время дочерние структуры «Базового элемента» реализуют два проекта комплексного освоения городских земель – «Северной долины» и «Конной лахты». Кроме того, компании Олега Дерипаски реконструируют квартал, ограниченный улицами Шкапина, Розенштейна и Обводным каналом, а также – территорию Апраксина двора. И останавливаться на достигнутом явно не собираются.

Кроме того, 28 апреля входящий в состав консорциума «Экспресс Северной Столицы» австрийский строительный концерн Strabag выиграл конкурс на проектирование и реконструкцию одного из терминалов международного аэропорта Адлер в Сочи.

Без завода нет прохода

Конкурсная комиссия должна проверить заявки участников в срок до 5 мая.

Подавшие свои предложения консорциумы должны показать, что обладают достаточными ресурсами для строительства и дальнейшей эксплуатации подобных объектов, умеют применять современные технологии и участвовать в проектах подобного уровня.

По словам председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, второй этап конкурса стартует 25 ноября. Выбранные из шести вышеуказанных консорциумов структуры должны будут представить конкретные предложения по реализации проекта. Заявки будут оцениваться по совокупности технических, юридических и финансовых показателей.

Консорциум, заявивший наибольший объем инвестиций в проект, станет победителем. Кроме того, по словам Валентины Матвиенко, одним из требований конкурса является строительство завода по производству вагонов для нового вида транспорта.

Имя победителя будет объявлено 25 декабря текущего года.

По словам Валентины Матвиенко, строительство Надземного экспресса станет первым проектом подобного рода, осуществленным по схеме государственно-частного партнерства.

Экспресс-недовольство

Трасса Надземного экспресса пройдет от будущего Дворца Конгрессов в Стрельне вдоль проспекта Ветеранов, Дунайского проспекта до станции «Обухово» - по территориям Петродворцового, Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского и Невского районов. Протяженность пути – 31,2 км, из которых 19,2 км будут проходить по эстакадам, а 11,9 км – по земле.

По предварительным оценкам, стоимость проекта составит порядка 33 млрд рублей. Первый рейс Надземного экспресса отправится в путь уже в 2011 году.
Проектировщиком объекта выступят две структуры – ОАО «Ленгипротранс» и НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры. 

По заверениям чиновников, благодаря строительству Надземного экспресса город получит принципиально новый и современный вид общественного транспорта – бесшумного, комфортабельного и экологичного.

Однако доводам властей верят далеко не все петербуржцы. Особенно пугает новый проект жителей домов, прилегающих к местам прохождения будущей трассы. Проблема, в частности, заключается в том, что проект экспресса не прошел экологической экспертизы (см. материал «Подводные камни надземного экспресса»).

Видимо, экспертизу все же проведут – после того, как определят победителя конкурса. Однако цена квартир в расположенных с будущей трассой домах значительно снизится. И вряд ли будущий инвестор захочет компенсировать людям эти потери.

Текст: Сергей Бардин