Трудно сказать, чем именно руководствовался режиссер Георгий Данелия, избавив своих героев от вредной привычки табакокурения. Одно очевидно: намерения приукрасить настоящее, а тем более предсказать будущее у него не было. Однако может так случиться, что эта хрестоматийная сцена лет через пять станет иллюстрацией своего рода типичного коллективного стресса. Основание для такого предположения – присоединение России к Рамочной конвенции по борьбе против табака.
Достоверно известно: Россия – страна курящая. И это плохо. Но гораздо хуже то, что Россия – страна пьющая. Коллективно и регулярно. Минимум – на троих. Максимум – ежедневно. И обязательно через определенные паузы, смысл которых – перекур и беседа. И единственная проблема, которая была, есть и будет, – где именно? И решалась она всегда двумя способами: безопасным и экстремальным.
Экстремальный способ общения «в саду, где детские грибочки» – он и сегодня в почете, как и наиболее закрытое место – квартира. Однако по тому, как размножаются и растут в цене объекты так называемого «уличного ритейла», можно предположить, что и специально созданные для культурного общения помещения – кафе, бары и рестораны – также пользуются массовым спросом. Надолго ли?
На сегодня известно: в культурной Англии после введения 1 июля 2007 года полного запрета на курение в общественных помещениях было закрыто около полутора тысяч пабов, в среднем по 27 в неделю. Но означает ли это, что англичане стали меньше пить пива? Или – меньше курить? Однозначно сказать трудно: это ведь англичане – нация законопослушная, экстремизма не знающая.