- Александр Иванович, в свете того внимания, которое уделяется вопросам обеспечения жильем на самом высоком уровне, как Вы оцениваете положение дел в Петербурге? Ведь из-за роста цен жилье стало недоступнее.
- Пока спрос опережает предложение, но в Петербурге с каждым годом строится все больше жилых домов.
В прошлом году губернатор в своем ежегодном послании Законодательному собранию сделала упор на жилищной политике, и это не было декларацией. Последовали конкретные шаги, жилищная политика стала для города ключевой. Ее принципы можно легко объяснить любому жителю нашего города. Петербург будет наращивать объемы строительства нового жилья, в том числе за счет бюджета. И помогать тем, перед кем у города есть обязательства.
Мы не достигли европейских стандартов по жилью: в Петербурге 22 кв. м жилой площади на человека, тогда как в Европе – 35-40. Очередь на жилье у нас большая, сроки ожидания длительные. Благодаря образованию новых семей, рождению детей потребность в жилье постоянно растет. Эти факторы определяют необходимость развития жилищного строительства.
Стройкомплекс города увеличил ввод нового жилья с 640 тыс. кв. м в 1996 году до 2,6 млн кв. м в 2007 году. В этом году будет введено 2,75-2,8 млн кв. м, в следующем - уже 3 млн. Так много в Петербурге-Ленинграде не строили никогда.
Строить еще больше, чем сегодня – непростая задача. Ее решение упирается в дефицит кадров, техники, строительных материалов, энергомощностей. Остро ощущается нехватка проектных организаций в области градостроительного планирования.
Тем не менее, правительство ежегодно увеличивает объем жилья, возводимого за счет бюджета. В 2008 году будет построено 500 тыс. кв. м жилья, в 2009 году - 700-800 тыс. кв. м, а к 2010 году город выйдет на 1 млн кв. м в год. Бюджетное жилье необходимо прежде всего для расселения аварийного фонда. Нельзя, чтобы жители нашего города жили в ветхих домах. Бюджетное строительство также помогает продвигать очередь, предоставлять бесплатное жилье гражданам, имеющим на него право.
Все остальные петербуржцы должны покупать жилье на открытом рынке. Но и оставлять их один на один с рынком было бы неправильно. Поэтому в Петербурге работает целая система поддержки горожан в решении жилищных проблем. Это уже знакомые программы для молодых семей, работников бюджетной сферы и новые – расселения коммунальных квартир и жилищных сертификатов. На эти цели предусмотрено серьезное финансирование.
- О дефиците земли под застройку Вы не упоминали.
- Проблема обеспечения строителей землей в достаточном объеме решается путем выставления на торги больших массивов под комплексное освоение. Как правило, это бывшие земли сельхозиспользования. Также идет работа по вовлечению в оборот земель Минобороны и ОАО «Российские железные дороги». Совместно с военным ведомством готовятся около 50 участков на сотни гектаров. Город обеспечит их инженерной и социальной инфраструктурой, а Минобороны либо станет инвестором строительства, либо получит деньги от продажи с торгов. Будут освоены и земельные резервы железнодорожников. Это освобождаемые территории Варшавской-Товарной (400 га) и Московской-Товарной.
Объем жилищного строительного задела в Петербурге – земля для возведения около 24-26 млн кв. м жилья. Это участки, по которым уже приняты решения - без учета кварталов, застроенных домами первых массовых серий.
- Из всего пакета городских жилищных законов наибольший общественный резонанс вызвала программа развития застроенных территорий. Достаточно ли городу нормативной базы, чтоб и инвесторы смогли работать, и права граждан были соблюдены?
- Эта программа решает целый блок проблем. Во-первых, постепенно ликвидируется устаревший фонд. Хрущевки сегодня не являются ни ветхими, ни аварийными, но близки к тому. Они были построены одномоментно, за 5-6 лет. И через 10-15 лет все разом придут в негодность. Кроме того, они не соответствуют требованиям сегодняшнего дня: там маленькие кухни, низкие потолки, совмещенные санузлы и плохая теплоизоляция.
Во-вторых, программа реновации решает задачу возведения на этом обжитом месте большего объема жилья. Конечно, инфраструктуру придется модернизировать, но в этих кварталах есть торговые центры, школы, детские сады и поликлиники, к ним подведены транспортные магистрали и линии метро.
На месте сегодняшних пятиэтажек можно построить вдвое-втрое больше жилья. Но это вовсе не означает, что жителей в квартале станет в три раза больше - количество жителей увеличится примерно в 1,2-1,5 раза. Ведь программа позволит жителям хрущевок улучшить условия проживания.
Я убежден, что программа реновации будет работать, хоть она и сложна для жителей с психологической точки зрения. Но, в конечном счете, это начинание будет поддержано.
В законе четко сказано: переселение граждан может быть осуществлено только в пределах реконструируемого квартала. И лишь при наличии письменно изложенного желания поселиться на другой территории человек переедет за пределы привычного района. Мы получаем просьбы жителей о переезде в другой район, например, поближе к детям.
- Возможно ли это?
- Да, такие пожелания будут учитываться. Механизм расселения должен быть штучным.
У нас нет эйфории по части реализации этого закона, она будет сложной. От принятия закона до успеха предстоит много шагов.
Параллельно с законом готовится документация для торгов по первым 6-10 кварталам в разных районах города, которые пройдут в сентябре. До конца года будут проведены общественные слушания и другие юридические процедуры. Первые переселения из хрущевок пройдут в сентябре-октябре 2009 года.
Пилотные проекты будут реализованы только при полном согласии жителей. Если кто-то будет возражать против расселения, будем искать решение вопроса несогласных жителей. Я допускаю, что в каких-то кварталах придется оставить два-три дома – для тех, кому очень нравится жить в хрущевках.
Но я убежден, что после первых переселений в современные дома в этих же кварталах все вопросы прекратятся. Это будет наглядное свидетельство реального улучшения жизни.
- Во многих кварталах, попавших в адресную программу реновации, есть добротные дома, например, сталинки. Их жители вовсе не хотят переселяться. Есть ли шансы, что эти дома не будут затронуты?
- Программа предполагает снос домов, которые находятся в плохом состоянии. К слову, мы получаем немало обращений граждан о том, почему взялись лишь за пятиэтажки, тогда как дома, построенные позднее лет на десять, пребывают в худшем состоянии. Но крепкие дома, а тем более, прошедшие капремонт (среди них есть и пятиэтажки после санации) сносить никто не будет.
- Насколько мощности и заинтересованность петербургского стройкомплекса соответствуют планам вводить 1 млн. кв. м бюджетного жилья в год? Сейчас на подрядные конкурсы нередко приходит лишь один участник.
- На сегодняшний день строительство миллиона в год - задача нереальная, но так вопрос и не ставится – мы четко представляем себе, что и как надо сделать, чтобы этого показателя добиться. В этом году, как я уже сказал, должно быть введено более 500 тыс. кв.м. На планку в миллион планируем выйти к 2010-11 году, так составлен и план подготовки площадок.
На конкурсы на бюджетное строительство приходит, мягко говоря, немного участников. Причина проста: каждая компания пытается в качестве застройщика или подрядчика работать на рынке, где маржа повыше. Для подряда на бюджетное строительство стартовая цена устанавливается по результатам экспертизы документации, а входе конкурса она еще снижается. Тем не менее, определенный интерес к бюджетным подрядам есть, в первую очередь со стороны компаний, в состав которых входят домостроительные комбинаты. То есть те, кто строительство домов поставил на поток.
В Петербурге умеют делать достаточно хорошее панельное жилье.
- Связано ли развитие Петербурга, на ваш взгляд, исключительно с многоэтажным строительством? Насколько для нашего города актуально малоэтажное жилье, о котором говорит избранный президент?
- Дмитрий Медведев – последовательный сторонник идеи переселения россиян в малоэтажные индивидуальные дома. И для нашей страны строительство индивидуальных домов действительно вопрос номер один. Сотням и тысячам городов и поселков панельные девятиэтажки просто противопоказаны, незачем отрывать человека от земли. Причем индивидуальные дома можно и нужно строить индустриальным способом. В Петербурге уже работают два завода по производству каркасных домов.
Могу вспомнить, как ровно год назад Дмитрий Анатольевич Медведев приезжал в Петербург на региональное совещание по развитию малоэтажного строительства и побывал на площадке ДСК «Славянский». Сейчас этот завод запущен и поставляет дома для поселка «Новая Ижора» на 3 тыс. домовладений. Этот ДСК может снабжать своей продукцией Псковскую, Новгородскую области, Карелию, не говоря о Ленобласти.
Но все-таки малоэтажные перспективы в меньшей степени относятся к столицам. Я думаю, доля малоэтажного жилья в Петербурге не будет превышать 10% - в отличие от небольших городов и поселков, где она составит до 100% вводимого жилья.
- Проблема обманутых дольщиков все еще на слуху. Может ли она быть решена до конца года? Каким образом?
- С точки зрения закона и здравого смысла проблема дольщиков – это все-таки проблема договорных отношений человека и застройщика. Не могу не удивляться, насколько беспечно и безоглядно иногда поступают люди, когда речь идет о таких крупных суммах. Двадцать рублей на буханку хлеба тратят осмысленно и взвешенно – и не задумываясь, выкладывают 100 тысяч долларов, видя дешевое предложение квартиры.
Позиция губернатора однозначна: надо помочь людям, попавшим в сложную ситуацию, пытаясь улучшить жилищные условия. Но не тем, кто приобретал по нескольку квартир с целью перепродажи. Задача разделена на две части: достроить проблемные дома, чтобы люди получили квартиры. И разобраться с каждым человеком. Наиболее распространенная помощь - возврат вложенных денег. В самых сложных ситуациях просим добросовестных застройщиков предоставить другое жилье.
- О рисках долевого строительства и способах их избежать неоднократно рассказывали профессионалы на ежемесячной выставке-семинаре «Жилищный проект». Вы возглавляете Наблюдательный совет этого мероприятия. Как вы оцениваете опыт проведения выставок-семинаров?
- Когда я был на «Жилищном проекте», видел, какой интерес петербуржцев вызывает это мероприятие. Это прямое общение со специалистами, возможность задать вопрос и получить ответ по конкретной ситуации. Мне кажется, посещение семинара уже меняет человека: он осознает, что, прежде всего сам в ответе за решение жилищной проблемы своей семьи. Но может для этого использовать различные механизмы государственной поддержки: субсидии для очередников, молодых семей или работников бюджетной сферы. «Жилищный проект» помогает петербуржцу выбрать лучшую в его ситуации самую для него выгодную схему.