Сейчас даже крупные строительные объединения испытывают потребность в разного рода специалистах. Требуются руководители проектов, сметчики, специалисты по техническому надзору, начальники участков, инженеры внутренних сетей, не говоря уже о прорабах, каменщиках, штукатурах, сантехниках и электриках. Гастарбайтеры являющиеся основной рабочей силой на этом рынке, в большинстве случаев не обладают необходимыми квалификацией и опытом.
Учить сообща
В начале апреля в Жилищном комитете администрации Санкт-Петербурга состоялся круглый стол «Вопросы обеспечения кадрами строительной отрасли в рамках перехода на саморегулирование». Участникам мероприятия было предложено присоединиться к Меморандуму «О взаимопонимании и взаимодействии строительных учебных заведений СПб и ЛО и Союза строительных объединений и организаций (ССОО) по обучению, переподготовке и аттестации персонала саморегулируемых организаций строительного комплекса». Инициатором и разработчиком документа выступил ведущий строительный вуз Санкт-Петербурга - Государственный Архитектурно-Строительный Университет (ГАСУ).
Соглашение подписали руководители общественных организаций, входящих в ССОО, представители Национальной Федерации профессионального образования в строительстве, и руководители профильных ВУЗов Санкт-Петербурга. В нем устанавливаются принципы взаимодействия строительных учебных заведений и ССОО по подготовке квалифицированного персонала для саморегулируемых организаций строительного комплекса.
В актуальности меморандума никто из специалистов не сомневается, особенно после вступления в силу 1 декабря 2007 года федерального закона «О саморегулируемых организациях». Этот документ разделяет ответственность между государством и бизнес-сообществом за деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно тексту соглашения «саморегулирование в строительном комплексе России обеспечит эффективное использование творческого и профессионального потенциала участников строительной деятельности при условии их профессиональной подготовленности и постоянном совершенствовании в соответствии с инновационным технологическим развитием строительной отрасли».
Таким образом, проблема подготовки специалистов для строительной отрасли сегодня вышла на первый план.
Трудности подготовки
Сегодня качество обучения будущих строителей оставляет желать лучшего: из 2 тысяч учебных заведений на территории России, готовящих специалистов в этой области, Федеральный лицензионный центр аккредитовал всего 140. На Северо-Западе разрешение на работу получили только 23 учебных заведения, в Санкт-Петербурге – менее десятка. При этом в городе активно действуют многочисленные колледжи, лицеи и институты, не имеющие подчас ни учебной базы, ни квалифицированного профессорско-преподавательского состава.
В первую очередь меморандум устанавливает, что на рынке образовательных услуг должны работать лишь добросовестные вузы, имеющие разрешение на ведение образовательной деятельности и прошедшие государственную аккредитацию.
По словам директора Института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов Нины Балберовой, нарушений в сфере подготовки строительных кадров сегодня предостаточно.
«Многие учебные заведения не имеют ни лицензий, ни аккредитованных образовательных программ, а это означает, что документы об образовании, которые они выдают – не действительны. Я думаю, что, подписав этот меморандум, мы войдем в правовое поле. И другие образовательные учреждения, которые сейчас пытаются выйти на этот рынок, будут соблюдать действующее законодательство».
Одна из причин дефицита квалифицированных специалистов - старение персонала предприятий, и низкий уровень образования более молодых сотрудников. Эти факторы замедляют внедрение в работу предприятий современных технологий и оборудования.
В настоящее время уровень подготовки строителей нового поколения имеет один «системный» недочет – у большинства из них отсутствуют практические навыки работы по специальности. Кроме того, выпускники, в большинстве своем, не обладают необходимыми знаниями современной техники и материалов. По мнению представителей вузов Санкт-Петербурга, это происходит из-за отсутствия постоянных заинтересованных контактов между учебными заведениями и строительными организациями города. Поэтому одной из главных задач Союза Строительных Объединений и Организаций в последнее время является налаживание связей между ними.
Будущее СРО
По словам специалистов, в самое ближайшее время в Санкт-Петербурге будет создан Союз саморегулируемых организаций (ССО), одной из задач которого станет оказание методического содействия профессиональному обучению и аттестации работников членов СРО.
«Мы хотим, чтобы в области строительства работали профессиональные кадры, а обучением и переподготовкой этих кадров занимались бы профессиональные учебные заведения. Строительное сообщество в рамках данного меморандума готово передать учебным заведениям право управлять этим рынком, для того, чтобы допускать на него только специалистов, соответствующих требованиям СРО», - заявил исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Олег Бритов.
«Меморандум – это декларирование принципов. В будущем мы создадим единый совет, куда войдут представители общественных организаций и строительных вузов Санкт-Петербурга. И чем чаще мы будем собираться, тем лучше», - добавил он.
Для более детальной разработки поднятых во время круглого стола вопросов представители строительных объединений и преподаватели вузов соберутся в конце апреля.