Позитивные новости поступают только из сегмента крупных универсальных интернет-магазинов, маркетплейсов, продуктовых сетей, так охарактеризовали ситуацию ритейлеры на конференции New Retail Forum.
Более 5 тыс. участников розничной торговли собрались на одно из самых масштабных деловых мероприятий отрасли – New Retail Forum. В течение двух дней в технопарке «Сколково» прошло 18 конференций по всем ритейл сегментам. Ритейлеры и сервисные компании обсудили текущую ситуацию, отдельное внимание уделили новым бизнес-моделям, показывающим положительную динамику на фоне падающего рынка. Так, например, Юлиана Гордон, основатель школы электронной коммерции iWENGO, рассказала о запуске маркетплейса для производителей и оптовых покупателей iWENGO MARKET, в который она с партнерами планирует инвестировать до конца года один миллион долларов. Это платформа, которая помогает найти и заказать производство товаров под частными марками в самых разных категориях на фабриках в Китае и России, их доставку, таможенные процедуры и сертификацию.
На многих сессиях основной посыл ритейлеров и сервисных компаний, работающих в сфере розничной торговли, заключался в следующем: нужно максимально упрощать бизнес, а поскольку продажи не предсказуемы, то основные усилия сосредотачиваются на сокращении издержек. Наиболее эффективный способ оптимизации затрат – фокус на собственных, ранее привлеченных клиентах, качестве сервиса.
По данным сентябрьского исследования MAED, Модульбанка и Completo среди отечественных производителей, у 64% компаний все еще нет выделенного направления e-commerce продвижения, несмотря на рост рынка электронной коммерции и результативность каналов онлайн-продвижения. Еще 52% отметили, что находятся в поиске новых решений продвижения своих товаров, а 23% планируют выход на маркетплейсы.
«Мы видим, что компании всеми силами стараются сохранить, либо стабилизировать свое положение после ввода санкций. Для многих отечественных производителей привычные каналы продаж и инструменты развития на российском рынке изменились. Данные нашего исследования показывают, что перед бизнесом все еще открыто много возможностей, учитывая отсутствие e-commerce штаба у большинства опрошенных», – отметил Андрей Гавриков, основатель онлайн-академии маркетинга MAED и маркетинговой группы Completo.
По оценке Data Insight, на долю Wildberries и Ozon уже приходится до 70% заказов в штуках. Рынок e-commerce претерпевает структурные изменения: маркетплейсы самостоятельно обеспечивают доставку, расширяют маркетинговые инструменты, обеспечивают финансовые услуги для продавцов и покупателей.
По мнению Евгения Щепелина, председателя Совета директоров СберМегаМаркет, смена покупательских предпочтений, располагаемых доходов широко влияет на все направления развития бизнеса. Как минимум, речь всегда идет о расширении ассортимента, о ключевых товарах по модели 1Р, об активной работе с СТМ, возможно, снова работа с трансграничным товарным потоком. Гиперлокальность, экспресс доставка — это то, что было в приоритете и раньше, просто строительство инфраструктуры длительный по времени процесс. Возможно, в ближайшем будущем, маркетплейсы будут более активно использовать шеринг инфраструктуру и склады. «Относительно СберМегаМаркета, нас ждет много изменений в части работы с предпринимателями, мы станем более открыты рынку, будем делиться статистикой. Мы сильно переработали процесс входа на площадку, сократили сроки модерации карточек товаров, коллеги усилят свою работу с возможностями продвижения на площадке».
В рамках трека Fashion Tech Day эксперты обсудили технологии для развития категории Fashion на маркетплейсах и инструменты взаимодействия бренда с площадками. Партнером деловой программы выступила ведущая школа в сфере fashion-образования в России и СНГ – Fashion Factory School.
Дарья Ли, Head of SMM СберМегаМаркет, лектор Fashion Factory School рассказала о том, как бизнесу интегрироваться в стратегию работы с социальными медиа маркетплейсов и какой эффект можно получить от такого сотрудничества. «Сегодня российским компаниям на фоне потери большого количества каналов привлечения трафика особенно важно взаимодействовать с ресурсами внешних коммуникаций маркетплейсов. Ресурсы маркетплейса дают возможность значительно экономить бюджет, а также возможность поиска и взаимодействия с новой аудиторией».
Сергей Никишов, руководитель маркетинга сервиса «Долями» от Тинькофф:
«Рынок рассрочки и кредитования отлично работает в электронике и бытовой технике. Но для многих категорий товаров эти инструменты не подходят. Одежда, обувь, парфюмерия, детские, спортивные товары не были охвачены. Люди не готовы заполнять длинные анкеты, чтобы купить новую пару кроссовок. BNPL-сервис Долями – это новый способ оплаты, он позволяет работать со всеми группами товаров и ритейлом любого масштаба. Одним из весомых преимуществ сервиса является трафик: за год мы сгенерировали более 10 млн переходов на сайты партнеров».
Павел Давидовский, CМO BNPL-сервиса «Подели»:
«В настоящее время в рознице есть тенденция на снижение потребительской активности и среднего чека. Клиенты все реже покупают на платформах бренда, предпочитая маркетплейсы. Что с этим делать? Нужны качественный трафик на платформу, фондирование покупок для клиентов, развитие клиентского сервиса. Это три задачи сегодня решает BNPL-сервис Подели, бизнес-модель которого в корне отличается от классического кредитования. Успешные кейсы с нашими партнерами показывают рост основных показателей, таких как средний чек, выкуп заказа и количество повторных покупок».
Надежда Романова, генеральный директор PickPoint:
«Качество – одно из приоритетных направлений в нынешней реальности. Условия, в которых мы все с вами оказались с конца февраля, вынуждает логистическую отрасль оптимизировать многие процессы. Бытует мнение, что любая оптимизация происходит за счет снижения качества. Поэтому основная задача любой операционной компании, оказывающей услуги, найти способы оптимизации не за счет качества оказываемых услуг, а за счет цифровизации, коллаборации с другими партнерами, совместного использования маршрутов с другими компаниями. Кроме того, необходимо сокращать количество касания груза человеком, потому что чем больше происходит соприкосновений, тем дороже выходит доставка.
В нашем случае оптимизация затрат в первую очередь возможна на этапе последней мили. Для оптимизации затрат нужен определенный трафик груза на точку за один приезд, то есть количество груза на один постамат. И это решалось не за счет увеличения маршрутов, а за счет сокращения точек. У нас расстояние между точками 150-200 м, и если увеличить его до 300 м, то потребитель этого не заметит, при это качество доставки и сроки сохранятся».
Владимир Салахудтинов, директор по стратегии и развитию бизнеса Х5 Group:
«Основные изменения, которые произошли на продуктовом рынке, коснулись ассортимента и логистических цепочек. Треть ассортимента на рынке – это западные FMCG-компании. В том или ином виде они ограничили свое присутствие на российском рынке: кто-то полностью уходит, кто-то меняет продуктовую линейку. Но в целом мы считаем, что фундаментально тренды, начавшиеся задолго до февральских событий, не поменяются и продолжатся. Например, доля гипермаркетов будет сокращаться, а число дискаунтеров и магазинов у дома – расти, в год на рынке будет открываться 5-7 тыс. магазинов таких форматов. Происходит смена взглядов на бизнес-модели: долгосрочные инвестиционные проекты со сроком окупаемости от пяти лет и выше уже мало кому интересны, инвесторы готовы вкладываться в проекты, которые будут давать положительный денежный поток в более коротком горизонте».