Пряники от власти
Спецоперация в Украине в той или иной степени повлияла на все отрасли российской экономики. Не стала исключением и IT-индустрия. Когда с нашего рынка друг за другом потянулись крупнейшие производители софта, такие как Microsoft, SAP, Oracle, Autodesk, эксперты заговорили о массовом исходе программистов в дальние и не очень зарубежные страны. По разным оценкам, в марте Россию покинули от 50 тыс. до 70 тыс. специалистов. В апреле аналитики ожидают таких же цифр, а то и больше – до 100 тыс. человек.
Но если одни участники рынка (как, например, глава ГК Info Watch Наталья Касперская) стенают, что программисты покидают Россию «табунами», то другие утверждают, что это капля в море. Инвестор в сфере IT, президент исследовательской компании «Крибрум» Игорь Ашманов не видит повода для беспокойства. Дескать, только по данным Росстата у нас айтишников 1,3 млн человек, в действительности же их раза в два больше. Но даже если брать официальные цифры, то отток составил всего 5%. А в сервисе поиска работы и подбора персонала hh.ru и вовсе говорят о 3% уехавших.
Как бы то ни было, наличие проблемы никто не отрицает. И чтобы остановить утечку мозгов, IT-отрасли срочно подкинули несколько пряников. В частности, такие компании на три года освободили от налога на прибыль и избавили от проверок контрольными органами. Программистам до 27 лет обещана отсрочка от призыва в армию. Кроме того, айтишники смогут взять льготную ипотеку. И об этом – чуть подробнее.
Не баг, а фича
Идея льготной ипотеки для ИТ-специалистов продвигалась еще шесть лет назад. Но жареный петух клюнул только сейчас. На днях Минцифры подготовило проект постановления, определяющего особые условия предоставления кредитов на жилье «работникам организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».
По задумке ведомства, получить льготную ипотеку смогут ИТ-специалисты в возрасте от 22 до 45 лет, уровень зарплаты которых до вычета НДФЛ составляет от 100 тыс. руб. в регионах и от 150 тыс. в городах-миллионниках. Ставка по таким кредитам составит 5% годовых (при поддержке регионов – 2%). Срок действия программы – 2022–2024 годы.
Чиновники полагают, что все документы будут приняты уже до конца апреля. Если в первые три месяца с начала действия программы обнаружится, что установленные требования «не приведут к появлению планируемого спроса на льготу», то будет рассмотрен вариант снижения пороговых значений по возрасту и зарплате.
На субсидирование льготной ипотеки правительство выделило 1,5 млрд руб., эти средства переданы АО «Дом.рф» (бывшее Агентство ипотечного жилищного кредитования). Ряд банков уже принимают заявки на такую ипотеку. Некоторые действуют с креативом: например, Альфа-Банк на своем сайте заявляет, что «ипотека для IT под 5% – это не баг, а фича» (в переводе с айтишного на русский – «не ошибка, а опция»).
Стоп, цены!
На власти надейся, а сам не плошай – так, вероятно, в данной ситуации подумали девелоперы (хотя и не все). И разработали собственные предложения для программистов.
В числе первых оказалась ГК «Ленстройтрест», которая запустила программу «Стоп цены для сотрудников IT-компаний». По условиям акции, которая действует до 30 апреля 2022 года, такие покупатели могут приобрести квартиру в одном из проектов по фиксированной стоимости. При заключении договора цена будет заморожена на 90 дней.
По оценке маркетологов «Ленстройтреста», при комфортном уровне ставки и достаточных лимитах (18 млн руб. для мегаполисов и 9 млн для провинции) программа для IT-специалистов будет пользоваться спросом. Наиболее востребованным такое предложение станет в сегменте комфорт, полагают в компании.
Выгодные условия на покупку недвижимости в ипотеку IT-специалистам предлагает и Setl Group. Кредитная ставка стартует от 5%, первоначальный взнос – от 15%. По словам руководителя консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольги Трошевой, воспользоваться программой могут web-аналитики и web-дизайнеры, программисты, тестировщики, верстальщики, специалисты data science, мобильные и iOS-разработчики, системные администраторы, операторы и QA-инженеры.
Пока так
Говорить о вале предложений для айтишников, впрочем, явно рано. Всё-таки строительный рынок довольно инертен, и на разработку «вкусных» вариантов требуется время. Да и не все проекты заточены именно на такую целевую аудиторию.
«В нашей компании представители IT-сектора несильно себя проявляют. Сейчас менеджерам по ипотеке стали поступать заявки на рассмотрение, но пока они единичные, так что об устойчивой тенденции речь не идет. Возможно, после фактического запуска программы активность возрастет», – отметил руководитель PR-направления ГК «Лидер Групп» Евгений Колесников.
В компании «Л1» также заявили, что специального регламента для согласования льготной ипотеки айтишникам в данный момент нет. «Возможно, в мае ситуация изменится. Пока мы не делаем выборку по профессиям покупателей, но, по нашим представлениям, ИТ-специалисты – это не очень многочисленная группа. Когда госпрограмма будет принята, тогда и появятся данные», – прокомментировал представитель застройщика.
В ЗАО «Балтийская жемчужина» нам сообщили, что компания всегда рада расширить пул покупателей, которым доступны льготные ставки. Но в данный момент девелопер не планирует инициировать новые акции для отдельных категорий потребителей «по причине ограниченности товарного запаса». Сейчас в продаже остались несколько лотов высокой ценовой категории. Новые квартиры бизнес-класса на побережье Финского залива поступят в продажу только в конце года.
«В целом льготная программа для IT-специалистов – это позитивная новость для рынка, но без дополнительных мер поддержки она неспособна кардинально изменить непростую ситуацию с платежеспособным спросом, – поделилась директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО „Балтийская жемчужина“ Ася Левнева. – Процент молодых покупателей из IT-отрасли с доходом от 150 тыс. пока крайне низкий. Цифровая сфера предполагает мобильность и практически не ограничивает специалистов в регионе проживания. Для привлечения профессионалов также нужна стабилизация экономической и политической ситуации».
Два шага в будущее
Много ли, мало ли среди покупателей ИТ-специалистов – одно можно сказать с уверенностью: они есть. И, судя по всему, их будет становиться больше. Какая же недвижимость потенциально интересует этих людей, с учетом специфики их работы?
«Таких покупателей привлекают квартиры в проектах с развитой внутренней инфраструктурой: мультиформатные общественные пространства, коворкинги и комьюнити-центры, спортивные объекты и рестораны. На первый план выходит общий уровень комфорта и определенная атмосфера ЖК. Такие опции, как архитектура, инженерные сети, планировки, не рассматриваются по отдельности. Среди планировочных решений программисты отдают предпочтение европейскому формату и функциональности. Для них важны правильное зонирование и возможность обустроить полноценное рабочее пространство», – прокомментировал директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
В таком же ключе высказались и в «Петербургской недвижимости». Там считают, что среди IT-специалистов, которые работают удаленно (а их большинство), будут пользоваться спросом квартиры, в которых можно организовать пространство как для трудовой деятельности, так и для жизни. Это и евроформат, и традиционные квартиры с эргономичными планировками, где легко создать комфортное рабочее место и разместить оборудование.
К слову, возможность удаленной работы, с одной стороны, повышает требования покупателей к планировкам, а с другой – расширяет перечень потенциально привлекательных локаций, отметили в ЦДС.
«Если говорить об объектах нашей компании, то ИТ-специалисты в равной степени приобретают квартиры как в квартале бизнес-класса „Черная речка“, так и в проекте Parkolovo на севере Петербурга. Всё зависит от личных предпочтений и жизненных обстоятельств», – сказала руководитель группы маркетинга компании «ЦДС» Наталья Кукушкина.
Жизненные обстоятельства у всех действительно разные. Некоторые баловни судьбы программистского роду-племени вполне могут замахнуться и на премиальный сегмент. По данным ГК «Альфа Фаберже», в последние годы в этом сегменте существенно выросла доля покупателей из сферы IT. Сегодня доля таких клиентов в проектах компании достигает 30–35%.
«При этом в элитном сегменте профиль клиента заметно трансформировался. Если еще пять лет назад ядро составляли люди 38–45 лет, то сегодня возраст более 70% покупателей – от 28 до 33 лет. Такое омоложение объясняется стремительным развитием цифровых технологий, и сегодня IT-специалисты наряду с предпринимателями, чиновниками и руководителями корпораций стали одной из ключевых аудиторий рынка премиальной недвижимости», – комментирует директор по продажам ГК «Альфа Фаберже» Алексей Тюлькин.
Представители ИТ-сферы, по словам эксперта, ценят эксклюзивность предложения и особенно техническое оснащение. Это аудитория, которая, выбирая ЖК, смотрит даже не на шаг, а на два шага в будущее. В клубном доме Meltzer Hall, например, их интересует прежде всего цифровая начинка: планшеты, инфощиты, коворкинги. Застройщик охотно идет навстречу таким клиентам: предлагает беспроцентную рассрочку, нулевой первоначальный взнос, индивидуальный график платежей и другие плюшки.
В общем, не только чиновники, но и застройщики думают о будущем и понимают, что сотрудники IT-компаний – это определенный класс людей, который необходим для развития экономики страны. И строительной отрасли в том числе. Кто, в конце концов, заменит на рынке иностранных разработчиков! Вот почему важно создавать все условия, чтобы эти умы сохранить в границах России. И Петербурга в частности.
Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»:
– Точно обозначить процент сделок, которые заключают именно IT-специалисты, довольно сложно. В зависимости от проекта эти доли разнятся. Критерии выбора недвижимости тоже нельзя назвать специфичными, отличающими от других категорий клиентов. Одно можно сказать точно: они хорошо ориентируются в потоке информации и внимательно изучают предлагаемые варианты, ценят индивидуальный подход в общении.
Яна Кадомцева, директор по продажам компании «Полис Групп»:
– На данный момент покупателей из данной отрасли немного, и, на мой взгляд, эта программа не станет массовой. И всё же она будет интересна ограниченному кругу покупателей. Так как данная ипотека распространяется на IT-специалистов с определенным доходом и специальными условиями труда, можно предположить, что будет пользоваться спросом жилье в доступном сегменте и комфорте.
Надежда Ильина, директор по развитию ГК «Лидер Групп»:
– Особых предложений для данной категории покупателей в нашей компании пока не планируется. Но нынешнее ценообразование в комплексе со льготной ипотекой для IT делает покупку квартиры выгодной историей. Когда программа реально начнет работать и мы поймем, на какие квартиры действительно есть спрос у IT-специалистов, тогда, возможно, что-то дополнительное предложим.
Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга компании «ЦДС»:
– Этой группе покупателей интересен широкий спектр объектов. Молодые специалисты, как правило, интересуются небольшими бюджетными квартирами, выбирая первое жилье. А уже состоявшиеся профессионалы смотрят более просторные семейные варианты в проектах высокого класса.
Алексей Тюлькин, директор по продажам ГК «Альфа Фаберже»:
– IT-специалисты – это довольно интересная аудитория покупателей. При выборе жилья они не ищут правильных решений, а отталкиваются от фантазии и творчества. Айтишники, как правило, люди компанейские, поэтому гости к ним приходят регулярно. В основном они рассматривают двух- или трехкомнатные квартиры с большой кухней-гостиной, чтобы, с одной стороны, организовать рабочую зону, с другой – комфортно принимать друзей.
Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
– У нас нет статистики по профессиям клиентов, но парсинг групп в соцсетях выявил большую долю геймеров в нашем проекте. Недвижимость класса комфорт и выше обычно выбирают покупатели со стабильным средним и выше среднего доходом. Многие востребованные профессионалы IT-сферы могут позволить себе квартиры в нашем микрорайоне. К тому же формат качественной жизни рядом с заливом, парками и каналами подходит специалистам цифровой среды, которые часто не только отдыхают, но и работают дома.
Марина Лашкевич, ведущий эксперт сервиса по продаже недвижимости BuyBuyHouse:
– Среди наших клиентов доля программистов минимальна. По мнению представителей отрасли (пожелавших остаться анонимными), это связано со сложностью самого определения IT-компании. Она должна именно оказывать IT-услуги, а не заниматься разработкой, продавать IT-решения. Поэтому под программу не попадает даже именитый «Яндекс». К тому же предложение нашего сервиса ориентировано на вторичный рынок, а это история для первичного сегмента недвижимости. Но если такую программу, как в свое время ипотеку с господдержкой, расширят на вторичку, то от этого выиграют и покупатели, и продавцы.
Михаил Шмыков, коммерческий директор девелопера UDS:
– Месяц назад мы запустили программу «IT-рассрочка 20/20 от UDS» для покупки квартиры в наших проектах. За это время в нашем ЖК Kinetik число заявок от IT-специалистов возросло до 10% от общего объема спроса. В первую очередь их интерес вызывают такие инфраструктурные решения, как доступность интернета на всей площади ЖК, комфортные места для индивидуальной удаленной и командной офлайн-работы в лобби и на территории. Во вторую очередь идет запрос на системы «умный дом», например доступ в холл и во двор по Face ID.