В качестве примера того, куда идут газпромовские налоги, можно привести бюджет комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Если в прошлом году на строительство дорог, путепроводов и развязок, а также метро было выделено 43,6 млрд руб., то в текущем – уже 68,3 млрд руб. В 2023-м бюджет КРТИ достигнет невиданных прежде 98,5 млрд. По идее, весь город к тому времени должен превратиться в стройку (тут мы утрируем, конечно).
Пауза на взлете
Год 2021-й для дорожных строителей получился весьма удачным: было сдано сразу шесть новых объектов. Это, прежде всего, последний недостающий отрезок Среднерогацкой улицы в Московском районе и Парфёновская улица в Адмиралтейском. Первой очень рады жители жилых комплексов «Триумф Парк», «Сириус», «Звезды столиц», «Светлый мир „Жизнь…“» и прочих новостроек, появившихся в последние десять лет на месте бывшей фирмы «Лето» и мясокомбината «Самсон». Ну а второй с удовольствием будут пользоваться жители многочисленных «Галактик» от «Эталона», а также ЖК Promenade от «Аквилона».
Кроме того, было открыто движение по реконструированному Лиговскому путепроводу и Сарицкой улице с присоединением ее к Петербургскому шоссе (на уже довольно густозаселенных и по-прежнему малоэтажных Пулковских высотах). Софийскую улицу продлили до Колпино, а также реализован второй этап обхода Красного Села.
Казалось бы, на этом фоне стоит ожидать вала открытий новых инфраструктурных объектов и в наступившем году, но не тут-то было! На самом деле адресной инвестиционной программой (АИП) КРТИ не предусмотрено вообще ни одного. Другое дело, что предположительно в апреле запустят движение по третьему (последнему) этапу обхода Красного Села – это путепровод на пересечении Ивангородского шоссе и улицы Свободы. Его хотели сдать в декабре, но не успели.
Добавим, что «АБЗ-Дорстрой» с опережением графика выполняет строительство двух эстакадных мостов, которые свяжут территорию «Лахта Центра» с Приморским шоссе и улицей Савушкина. Сдать их планируется в ноябре 2023 года, но при перечислении дополнительного финансирования вполне реально сделать это в ближайшем декабре. Таким образом, при удачном стечении обстоятельств пара торжественных открытий до конца года всё же пройдут.
Подождем два года
Все остальные строящиеся по заказу КРТИ объекты планируются к сдаче в эксплуатацию в 2023–2024 годах.
Во-первых, это подземный пешеходный переход в районе МФК «Лахта Центр». Он позволит пешеходам добираться от делового центра к будущей железнодорожной станции Новая Лахта, остановкам общественного транспорта и в перспективе до станции метро «Лахта». Проект будет реализован до конца 2023 года.
АО «ПО „Возрождение“» ведет строительство развязки на Дунайском проспекте, на пересечении с Московским шоссе. Ее ввод намечен на конец 2024 года. Это будет способствовать увеличению пропускной способности обеих важных магистралей и обеспечит бессветофорный проезд от ЗСД и КАД по Предпортовой улице и Дунайскому проспекту до улицы Ленсовета.
Самый масштабный реализуемый проект – это первый этап Широтной магистрали скоростного движения (она же Витебская развязка – от ЗСД до Витебского проспекта, протяженность 3,33 км). Сейчас ведутся активные работы по подготовке территории будущего строительства, запустить движение планируется в конце 2024 года. Генподрядчиком выступает компания ООО «Навигатор-СБС». Строительство развязки позволит решить сразу несколько ключевых транспортных задач города, в том числе обеспечить связь ЗСД с Московским и Фрунзенским районами, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и перераспределить трафик, идущий через центральные районы.
Второй год продолжается второй этап реконструкции Петрозаводского шоссе со строительством нового путепровода через железнодорожные пути в створе Лагерного шоссе. Транспортная развязка создаст возможность транзитного объезда Колпино. А еще позволит избежать простоя автомобилистов на железнодорожном переезде волховстроевского направления. Запуск движения по путепроводу намечен на конец 2023 года.
С прицелом на будущее
В настоящее время проектирование сразу нескольких крупных объектов дорожной инфраструктуры находится в заключительной фазе. Некоторые из них начнут строить уже в нынешнем году.
Например, развязку на Поклонной горе (пересечение проспекта Энгельса с Выборгским шоссе, Северным проспектом и проспектом Тореза). Этот объект позволит серьезно разгрузить север города.
Уже готов и проект нового Цимбалинского путепровода (совместный проект Санкт-Петербурга и ОАО «РЖД»), вскоре городское правительство должно утвердить проект планировки. И тогда можно объявлять конкурс на строительство. Планируется сначала возвести первую очередь нового виадука и запустить по нему движение по направлению из Невского района в Купчино. Затем старый путепровод снесут и на его месте построят вторую очередь – движение будет осуществляться в противоположную сторону.
Ведется подготовка проектной документации по созданию новой улично-дорожной сети города Кронштадта – шесть проектов по расширению существующих и строительству новых магистралей. Их общая протяженность составит порядка 11,7 км. Строительные работы планируется начать в 2022 году и завершить в 2024-м. Еще один проект – реконструкция развязки на КАД и съезда на Кронштадтское шоссе – будет реализован за счет федерального бюджета.
Кроме того, в проект АИП на 2022–2024 годы внесено строительство Шуваловского проспекта от Камышовой до Планерной (сейчас эта важная магистраль в Приморском районе является «разорванной»), улицы Сперанского на Петроградской стороне, а также второй этап реконструкции Зеленогорского шоссе.
До конца года комитет планирует объявить конкурс на проектирование и строительство трассы М-32 (от Приморского шоссе до перспективной трассы М-49 в обход поселка Ольгино), с тем чтобы завершить работы в 2024-м.
И в конце добавим, что ГК «Автодор» планирует под занавес 2022 года приступить к строительству транспортной развязки с выездом к аэропорту «Пулково» на трассе Москва – Санкт-Петербург М-11 «Нева».