Что общего у знаменитого петербургского Дома с башнями на Петроградской стороне и одного из самых известных блокадных фотоснимков?
Невский проспект, январь 1943 года. На снимке военного корреспондента Георгия Коновалова – жанровая сценка на улице. На переднем плане – четверо. Молодой человек в бушлате с нашивками на рукаве, две девушки, по всей видимости работницы почты. Девушки раздают газету «Правда» с сообщением о прорыве блокады. Настроение у всех приподнятое. На лицах девушек светятся улыбки.
В правом углу снимка – собственно человек, который нам сегодня интересен. Объектив поймал его выходящим из кадра. Это интеллигентного вида пожилой гражданин с аккуратной бородкой. В одной руке у него пенсне, в другой – газета. Он подслеповато щурится (день солнечный) и тоже прячет в усы улыбку. История умалчивает, почему в тот день он оказался на Невском проспекте и ехал ли на трамвае или шел пешком. Но прорыву блокады он радуется вместе со всеми пережившими эти страшные дни ленинградцами. Радостное событие объединило представителей всех поколений.
Гражданский инженер, архитектор, девелопер
Чем же значим этот человек для нашего города? На самом деле гражданин с газетой и пенсне – инженер, архитектор и в прошлом крупный домовладелец Константин Исаевич Розенштейн. Ему в начале XX века было доверено строительстов целого квартала на Петроградской стороне. Самый известный его проект – Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна, о котором и пойдет речь.
У здания, похожего на средневековую крепость, три адреса: Каменностровский, 35, Большой проспект Петроградской стороны, 75, и улица Льва Толстого, 2.
История строительства характерна для своего времени. В 1910 году гражданский инженер Розенштейн, в то время директор (или, как сейчас говорят, топ-менеджер) Российско-Шведского предприятия по производству асбоцементных труб, получил вытянутый участок под застройку между Каменностровским проспектом и речкой Карповкой.
Была произведена разбивка квартала, привлечены пайщики, закипели стройки: петербургский девелопмент второго десятилетия XX века работал примерно по тем же схемам, что и сейчас.
Розенштейн проектировал пространственное решение квартала, инженерные сети. Инженерное оснащение и по сегодняшним меркам непростое: электропроводка в медных трубах, водопровод, трубы отопления и вентканалы спрятаны в толще стен.
Во дворах гаражи, в квартирах – газовые плиты и калориферы для сушки полотенец. Печи и камины – настоящие произведения инженерной мысли.
К разработке архитектурной части проекта обозначенного и следующего за ним дома был привлечен архитектор Андрей Белогруд, привнесший в проект элементы средневековой готики. К моменту завершения строительства в 1915 году оба гражданина стали крупными домовладельцами.
Если в начале XX века Петербург переживал строительный бум, то с началом Первой мировой войны кризис долгов и неплатежей рос как снежный ком. А потом история сделала решительный поворот. В 1918 году вся недвижимость была национализирована, началось коммунальное уплотнение. С одной стороны, это печальная страница истории. С другой – национализация обнулила и долги новых домовладельцев.
После революции инженер Розенштейн участвовал в крупнейшей на тот момент инфраструктурной стройке – Свирской ГЭС и рабочего городка в Подпорожье, создавал промышленные объекты в предвоенном Ленинграде.
До самой смерти в 1951 году Константин Розенштейн жил в своем доме, похоронен на Серафимовском кладбище.
Дом с башнями: жизнь продолжается
В годы войны рядом, у подножия Дома с башнями, разорвалась фугасная бомба, взрывной волной была повреждена стена. От разрушения спасли мощные двутавровые балки в основе перекрытий.
Еще до войны на первом этаже появился кинотеатр «Арс», в начале 1970-х годов – студия Ленинградского телевидения. В середине 1980-х – театр «Эксперимент», а с 1996 года в помещения въехал театр «Русская антреприза им. Андрея Миронова», занимающий два этажа.
Над театром преимущественно коммунальные квартиры, на последнем этаже мастерские художников.
В мае 2009 года в мансарде дома случился пожар, причиной которого называли несанкционированные строительные работы. Во всяком случае, произошел он именно тогда, когда здание стояло в лесах и велась реставрация фасадов.
До недавнего времени в квартире над театром располагалась «проблемная» коммуналка, потом – хостел, периодически напоминавший о себе потопами. Минувшим летом этот объект снова засветился в хронике происшествий – в связи с перепланировкой квартиры, которую предполагали разделить на 11 студий. История пока не завершена.
Квартиры в домах возле станции метро «Петроградская» ищите здесь
Полная база квартир вторичного рынка Санкт-Петербурга здесь