В период действия льготной ипотеки и ажиотажного спроса стимулирующие акции практически исчезли с рынка новостроек Петербурга: в прошлом году застройщики обошлись без них, да и в этом году покупателей особо не балуют.

Скидок нет по плану

Рост цен на рынке жилья Петербурга с осени замедлился. По данным Центра оценки и аналитики BN.ru, за три последних месяца средневзвешенная стоимость квадрата в новостройках увеличилась лишь на 2%, а в сентябре средний ценник даже шел на снижение. Замедление рынка в первую очередь связано с летним переформатированием программы льготной ипотеки, когда лимиты кредитования были уменьшены до 3 млн руб. В Петербурге это остановило безудержный рост цен и снизило активность покупателей.

«Спрос после окончания изначальной программы субсидирования ипотеки, безусловно, уменьшился. Снижение составило порядка 25% и пока держится на этом уровне. Дальнейшего падения мы не фиксируем», – отмечает Елена Петропавловская, руководитель аналитического центра группы RBI. По ее словам, за счет высокого спроса в первом полугодии годовые планы продаж у многих игроков были выполнены досрочно. В этих условиях ждать щедрых скидок от застройщиков не приходится. 

С ней согласны и другие эксперты. Новая трехсторонняя форма взаимоотношений – строители, покупатели, банки – в целом не предполагает каких-то значительных акционных историй. «Заметные скидки возможны в ситуации длительной стагнации рынка с тяготеющим к нулю спросом. Если же продажи идут, пусть и не в плановом объеме, то большие скидки – это последний инструмент, к которому обратится застройщик», – говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС.

Что предлагает рынок

Ряд застройщиков с начала декабря объявили о стартах новогодних акций. Изучение этих предложений говорит, что покупателю не стоит рассчитывать на серьезное уменьшение стоимости квартиры. Дисконт по сравнению с возросшей стоимостью квадратного метра небольшой, да и число акционных квартир ограничено.

К примеру, холдинг «РСТИ» предлагает до конца года скидки в пределах 100–300 тыс. руб. в зависимости от формата квартиры в своих четырех проектах. Более щедрый бонус в размере 600 тыс. руб. обещан при покупке трехкомнатной квартиры в проекте застройщика премиум-класса Familia на Петровском острове. Это 2% от стоимости квартиры.

Скидки в тех же размерах, 100–300 тыс. руб., предлагает холдинг «ЛСР» почти во всех своих проектах комфорт-класса и максимальную скидку до 550 тыс. руб. – при покупке четырехкомнатной квартиры в проекте «Морская набережная» на Васильевском острове. Это также чуть больше 2%.    

Самые щедрые предложения у группы «Аквилон», анонсировавшей скидки в пяти своих комплексах в Петербурге и Ленобласти. Здесь размер экономии для покупателя может доходить до 7% на однушки в Кудрово или трешки в проекте «Аквилон Zalive» на намыве Васильевского острова.

Группа «Эталон» также объявила новогодние скидки на семейные квартиры еще в начале ноября. Правда, их размер на сайте застройщика скрыт от покупателей – о них можно узнать лишь позвонив менеджеру.

Некоторые игроки привлекают новогоднего покупателя бесплатной меблировкой. Например, компания «КВС» обещает покупателям сертификат на мебель номиналом 200 тыс. руб. в своем проекте в Янино.

В некоторых случаях клиентов ждет лотерея. Клиенты «Ленстройтреста» при посещении шоу-румов застройщика могут вытянуть купон. Если повезет – скидка от 1 до 7% от стоимости квартиры в трех областных проектах застройщика.

Скидки ушли в ипотеку

Эксперты говорят, что ситуация на рынке новостроек изменилась и в новых условиях актуальными для покупателя становятся не скидки, а иные виды дисконтов. После завершения программы льготной ипотеки, когда семейная ипотека и прочие формы господдержки так и не сумели стать драйверами спроса, их роль занимают разные ипотечные программы, которые застройщики предлагают совместно с банками. А роль скидок и дисконтов играют условия по этим программ – субсидированная ставка, нулевой первоначальный взнос и пр. Эксперты говорят, что именно в этом направлении теперь и двинулись акционные программы застройщиков. 


Елена Петропавловская, руководитель аналитического центра группы RBI:

– Новогодние скидки есть на рынке: ряд крупных компаний сейчас анонсировали скидки в размере 100–300 тыс. руб. У нас с начала декабря тоже работают традиционные рождественские скидки – это «лотерея», в которой клиенты могут выиграть дополнительную скидку от 2 до 5%. Например, при покупке квартиры в Ultra City скидка может достигнуть 500 тыс. руб. В условиях, когда большинство девелоперов годовые планы продаж выполнили за счет активного первого полугодия, более щедрых предложений по скидкам ожидать не стоит.


Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы ЦДС:

– Основной акционный инструмент, который сейчас используется большинством застройщиков, – ипотечные программы с субсидированными ставками. В нашей компании доля продаж с привлечением такого инструмента достаточно велика. В последний год застройщики всё чаще обращаются от прямолинейной скидки к гибким инструментам продаж, позволяющим покупателю комфортно совершить сделку. Например, использование кредита с субсидированной ставкой на сроке порядка десяти лет дает возможность покупателю сэкономить на процентах до миллиона рублей. Это – его прямая экономия. При этом ни один застройщик сегодня не даст такую же скидку на квартиру в сегменте массового жилья.


Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» (Setl Group):

– Сейчас на рынке предлагаются увеличенные скидки от ведущих застройщиков на определенные типы квартир, например на семейные квартиры; также есть скидки на меблировку, а кроме того, продолжают действовать удобные ипотечные программы и программы рассрочки. Например, компания «Петербургская недвижимость» предлагает выгодные акционные рассрочки по элитным проектам и ипотечные программы без первого взноса на проекты комфорт- и высокого комфорт-класса от Setl Group.


Юлия Ружицкая, генеральный директор агентства недвижимости «Главстрой» («Главстрой Санкт-Петербург»):

– По нашему опыту, выбирая между более низкой ценой квартиры и комфортным ежемесячным платежом по ипотеке, покупатели отдают предпочтение второму. Поэтому мы предлагаем наиболее востребованный инструмент – субсидированную за счет застройщика ипотечную ставку. В текущих условиях это предложение более ценно для клиентов, нежели маркетинговые акции и скидки. К примеру, в ноябре свыше половины ипотечных продаж пришлось именно на эту опцию.

На ценообразование влияет много факторов. Сегодня у девелоперов нет возможности для снижения ценника. И в ближайшие месяцы динамику цен на строящееся жилье будет определять увеличивающаяся себестоимость строительства.


Текст: Александр Смирнов    Фото: upklyak - ru.freepik.com