Чтобы обойти все залы выставки, дней ее работы просто не хватит. И, к сожалению, какого-то четкого расположения фирм и компаний по национальной принадлежности не предусмотрено: ходишь по залам, глядя… в потолок – если увидишь под ним крохотный российский триколор – значит, рядом «наши». А ведь только от России в этом году в Каннах представлено 192 города, около семи тысяч участников. Всего же в этом году в MIPIM принимают участие более 27 тысяч экспонентов со всего мира. Хочется отметить, что стенды Москвы и Санкт-Петербурга выглядели более чем на уровне, хотя Москва и превзошла Северную столицу масштабностью экспозиции.
Село в трех километрах от Села
ЗАО «Центр развития» представил в этом году в Каннах мегапроект «Царское село», который начнет реализовываться в конце этого года в Пушкинском районе под Санкт-Петербургом, в трех километрах от своего исторического тезки и в нескольких километрах от аэропорта «Пулково».
«Царское село» расположится на двух участках, прилегающих к Петербургскому шоссе, площадью в 203,4 и 112,7 гектаров. Рядом в ближайшем будущем должен быть построен выставочный комплекс «Газпрома». В «поселке» - если так можно назвать по сути целый город - будет несколько жилых зон (высотность от 5 до 9 этажей), офисная и бизнес-зоны. Первая очередь строительства – 11 «резиденций» и здание бизнес-центра.
Как заявляют разработчики проекта, в «Царском селе» предусмотрено все для удобного и комфортного проживания людей. Со временем здесь даже будет построен пятикупольный храм, напоминающий своими формами московский Храм Христа Спасителя.
«Царское село», пожалуй, крупнейший проект Северной столицы, поскольку другие представители Санкт-Петербурга ограничились более скромными стендами. Среди архитектурных мастерских в Каннах представлены «Александрия», «Альменда», «Арт-Ателье», «Архитектурная мастерская Столярчука» и др. Девелоперских компаний – около пятидесяти – таких, как «Адамант», «Аэробалтик Экспресс», «Макромир», «Мариинский бизнес-центр», «Сестра-река Девелопментс», «Викинг», «Возрождение Санкт-Петербурга» и др.
Когда в товарищах согласья нет
Столичные экспозиции тоже разместились в разных залах. Спросишь на стенде (и без того с трудом найденного) о ком-то из конкурентов по рынку – и менеджеры, делая каменные лица, отвечают, что понятия не имеют, хотя искомая экспозиция, как выясняется позже, располагается просто за углом.
Крупнейшая из московских строительных компаний – ЗАО «ИНТЕКО», возглавляемая супругой мэра Москвы Еленой Батуриной, на этот раз не привезла в Канны никаких проектов – только отчет о проделанной и делаемой работе. Хотя, собственно, и в этих отчетах немало интересного – несколько бизнес-центров, жилые застройки, реновация исторических памятников в центре города – бизнес-центр на Малой Трубецкой и гостиничный комплекс на Садовнической набережной.
На стенде компании «ПИК» с автором этих строк побеседовать не пожелали вообще, молча ткнув пресс-релиз через стойку: менеджеры, обслуживавшие экспозицию, с жаром обсуждали планы вечернего шоппинга. Впрочем, и «ПИК» прибыла в Канны скорее в поисках инвесторов, нежели для представления каких-то интересных проектов. Привычный проект элитного коттеджного поселка Sun Valley можно не считать.
Второй Сити
На стенде, организованном при поддержке правительства Москвы – «Москва – город, открытый для инвестиций» - было представлено более десяти крупных проектов. Но даже на их фоне «Метрополия» - многофункциональный комплекс, разработанный японской инженерно-архитектурной компанией Nikken Sekkei, - выделялся своей масштабностью.
Комплекс «Метрополия» будет построен на месте старой территории завода «Москвич». Начало строительства намечено на 2009 год.
- Мы впервые выходим на российский рынок, - рассказал корреспонденту BN.ru председатель совета директоров Nikken Sekkei г-н Мицуо Накамура, - но интерес к нему у нас большой. В 2007 году мы посетили стенд, организованный в Каннах правительством Москвы, и были просто поражены открывающимися перед нами возможностями. Но самый большой интерес у нас возник к проекту «Метрополия». И сегодня мы рады, что поработали совместно с московскими коллегами.
BN.ru уже писал о проекте «Метрополия» (см. публикацию «В 2015-м здесь будет город-сад»). Это настоящий второй Сити, который полностью изменит взгляд на юго-восток столицы как на сплошную промзону. Девять разновеликих башен – самая высокая в 400 метров – дадут городу 1,5 млн кв. м площадей. Из них 40 тыс. кв. м – гостиницы класса 3-4 звезды, которых сегодня так не хватает. Под комплексом разместится площадка на 15 тысяч машиномест, а стилобатная часть не только объединит все здания, но и соединит комплекс с ближайшими станциями метро. В стилобате разместятся торговые и развлекательные заведения, а системы микроклимата, разрабатываемые японскими инженерами, сделают его удобным и комфортным для пешеходов.
- Проект, представляемый нами на выставке в Каннах, станет украшением не только юго-востока, но и всей Москвы, - рассказал руководитель ГК «Метрополь» Михаил Слипечнук. – Комплекс «Метрополия» будет строиться с применением самых современных материалов, с использованием энергосберегающих технологий, он подарит этому району новую экологию.
Не только в России
Группа компаний «Метрополь», впрочем, столь масштабно работает не только в Москве и в России. Еще один грандиозный проект – застройка целого острова в Адриатическом море, недалеко от берегов Черногории. Это республика, некогда бывшая частью Югославии, в последние годы становится все более популярной среди российских бизнесменов.
Остров Святого Марка, расположенный всего в нескольких километрах от побережья, должен стать своего рода Монте-Карло Черногории. 17 лет назад тут был закрыт последний отель – кстати, французский, - и сам остров постепенно пришел в запустение. До тех пор, пока его не приобрела ГК «Метрополь». Как рассказал корреспонденту BN.ru Михаил Слипенчук, остров будет застроен под запросы представителей крупного бизнеса. Здесь разместятся элитные виллы и коттеджи. Будет построена марина – бухта с причалами для яхт длиной от 20 до 100 м – такой нет даже на Лазурном берегу.
- Удобство этого элитного места отдыха налицо, - пояснил Михаил Слипенчук. – Вы прилетаете на частном самолете в международный аэропорт - и уже через двадцать минут вертолет садится рядом с вашим домом.
Этот проект заинтересовал и членов правительственной делегации России, и Владимира Ресина, руководителя строительного комплекса Москвы.
По масштабности с проектом застройки острова Св. Марка не сравнится даже с помпой презентованный проект MiraxGroup – Aqua, несмотря на то, что расположен в нескольких километрах от побережья Майами. Кстати, Mirax – одна из немногих российских компаний, осваивающих просторы далеко за пределами СНГ. В Каннах она представила несколько проектов – многофункциональный центр Mirax Plaza Ukraina – он уже строится в Шевченковском районе Киева, и горнолыжный курорт Le Village Royal в Швейцарских Альпах, на высоте более тысячи метров над уровнем моря.
Новое кольцо
Но вернемся все-таки на стенд правительства столицы России.
Еще один масштабный проект – «Новое кольцо Москвы». Эта программа, принятая в 1999 году, предусматривает строительство почти 200 новых высоток между Третьим транспортным кольцом и МКАД.
Правда, за эти годы программа претерпела существенные изменения. В частности, согласно новому Генплану, москвичи получат возможность жить рядом с местом работы – это позволит разгрузить пассажирский транспорт и дороги. Поэтому если первоначально башни «Нового кольца» должны были стать почти исключительно жилыми¸ то теперь в них предусмотрены и офисные помещения.
Макет одной из таких башен был представлен на выставке ООО «Новое кольцо Москвы». Это многофункциональный 45-этажный комплекс, состоящий из трех зданий, образующих – если посмотреть сверху – трехлучевую звезду. Через каждые 10 этажей – зимний сад и рекреационная зона.
Проект разработан российско-германским СП «ООО «БРТ Рус». Комплекс расположится на участке по Профсоюзной улице, вл. 156 – недалеко от станции метро «Теплый стан», в двух километрах от МКАД. Жилая зона составит 37 этажей в северном и юго-восточном крыльях. Квартиры будут варьироваться от одной до 4 комнат.
В юго-западном крыле 40 этажей – с третьего по 43-й – займут офисы. Место на первых этажах займут рестораны, торговые центры. Под зданием спланирована 4-уровневая автостоянка. Здание начнут строить уже в этом году. Остается надеяться, что одновременно городские власти озаботятся транспортной ситуацией в этом районе: если одновременно со строительством новой высотки не будет построена транспортная развязка на Профсоюзной – здесь случиться транспортный коллапс.
Всего по проекту «НКМ» до 2014 года должны быть построены 56 зданий высотой 40-45 этажей.
Еще одна интересная программа, представленная на выставке в Каннах ГУП «Управление перспективных застроек», - сохранение деревень, расположенных на территории Москвы. Программа предусматривает предоставление деревенским жителям городских условий проживания – подвод инженерных коммуникаций, строительство дорог и объектов социального назначения. И, наконец, строительство на свободных участках городского жилья.
Сегодня разрабатываются документации по нескольким деревням – Кожухово, Захарьино, Потапово, Толстопальцево, Дачный, Черкизово. Предполагается, что именно здесь будут построены дома для многодетных семей – эта программа правительства Москвы была принята в начале года.
И парк, и стадион
Особый интерес посетителей вызывали еще два проекта, которые вряд ли можно считать широкомасштабными в рамках Москвы. Это проект реконструкции стадиона «Динамо» и план реновации Краснопресненского парка.
Стадион, построенный в 1930-е годы, сегодня является памятником архитектуры, однако это не означает, что его нельзя сделать более современным. Проектировщики, сохранив прежние стены стадиона, «развернули» саму арену, разместив над ней защитные козырьки. Под территорией, прилегающей к стадиону, будут построены паркинги для автомобилей болельщиков. А ближе к Третьему транспортному кольцу предстоит построить несколько офисных и гостиничных зданий. При этом Петровский парк будет сохранен.
Реконструкция должна начаться уже в декабре этого года, а результаты ее москвичи смогут увидеть в 2010-2011 году.
Еще один проект, направленный прежде всего на украшение города, – это восстановление Краснопресненского парка. Одно из любимейших мест обитателей Пресни сегодня, мягко говоря, заброшено. Знаменитые каналы парка обмелели и превратились в болото. Проект предусматривает их восстановление: здесь, как когда-то, разместятся лодочные станции. Будет восстановлена и старинная усадьба при входе в парк.
Первый заместитель мэра, руководитель градостроительного комплекса Владимир Ресин. Владимир Иосифович обошел полтора десятка стендов, на которых были представлены наиболее выдающиеся проекты как столичных, так и зарубежных архитекторов, внимательно выслушивая рассказы разработчиков, задавал уточняющие вопросы. Глава стройкомплекса часто улыбался: очевидно, что проекты пришлись ему по нраву.
Корреспонденту BN.ru удалось взять у Владимира Ресина мини-интервью, оторвав его на несколько минут от важных дел.
- Когда я 11 лет назад организовывал первую экспозицию Москвы в Каннах, - рассказал Ресин, - здесь было представлено едва ли несколько десятков российских компаний. Сегодня же в MIPIM-2008 принимают участие семь тысяч представителей России, и, что особенно приятно, наиболее выигрышно смотрится московский стенд.
- Если сравнивать ту, первую выставку и сегодняшнюю, что бы вы отметили?
- Это все равно, что сравнивать булыжную мостовую с современной асфальтовой магистралью – небо и земля! Самое главное же то, что здесь сегодня мы уже можем увидеть Москву такой, какой она станет во второй половине XXI века. Не зря здесь очень часто звучит такое определение нашей столицы: Москва – Париж XXI века. Не ошибусь, если скажу, что Москва привлекает внимание инвесторов со всего мира. Сейчас даже идет соревнование между городом и частными инвесторами. Слава богу, прошли те времена, когда все новое в Москве создавалось исключительно за счет частных инвестиций. Сегодня московский бюджет составляет 1 триллион рублей – это второе место в мире после Нью-Йорка, так что и город теперь тоже готов предлагать интересные архитектурные проекты.
- А что лично вам понравилось в московской экспозиции?
- Очень много интересных проектов. Это и план реконструкции стадиона «Динамо», и проект «Метрополия», который должен коренным образом изменить промзону юго-востока столицы, и планы реновации территории завода «Серп и Молот». Интересные проекты здесь представляет компания «ИНТЕКО». Вне всякого сомнения, привлекает внимание и главный городской проект – «Москва-Сити». Отрадно, что московским строителям уже тесно в рамках МКАД: сегодня они строят в 58 регионах страны и за рубежом, возводят жилье в Калужской и Ивановской областях, в Новосибирске. И это, пожалуй, основной показатель выставки.