Появятся ли в спальных кварталах Петербурга коворкинги, офисы, гибкие рабочие пространства или окраинам они не нужны, эксперты обсудили на круглом столе, организованном порталом «Разумная недвижимость».
Полная чаша
Рынок новостроек живет в состоянии неопределенности уже который год: переход на эскроу, пандемия, льготная ипотека и другие факторы бросают качели спроса из крайности в крайность. Таким же образом швыряет предпочтения покупателей – от малогабаритных квартир до вариантов попросторнее. Но при всём том набор требований к идеальной инфраструктуре жилого комплекса уже сложился. А пандемия, когда человек стал проводить в своем доме максимум времени, усилила значение некоторых опций. «У каждого жилого комплекса должен быть собственный парк, свое место для работы, место для отдыха, свои парковки и вся другая необходимая для жизни инфраструктура», – говорит директор по маркетингу группы RBI Михаил Гущин.
Коворкинги идут
Одним из главных последствий пандемии стал массовый переход на удаленную работу. После самоизоляции обратно в офлайн многие не вышли: тратиться на аренду офисов многим компаниям показалось нецелесообразным. Выиграли и сотрудники: теперь не нужно тратить по два-три часа на дорогу в офис и обратно. Главный минус – работать по удаленке в условиях квартиры не всегда удобно.
По словам экспертов, формат коворкингов – специально оборудованных для работы пространств, где можно арендовать место на пару часов, целый день или на месяц, – пока развивается лишь в центре города, а также в Московском и Приморском районах. И в основном такие сервисы предлагаются в МФК. Теперь модное поветрие, похоже, доберется и до жилых новостроек. «Многие операторы коворкингов начали задумываться о развитии формата офиса у дома, гибких офисных пространств внутри жилых кварталов, в коммерческих помещениях на первых этажах. Таких проектов пока мало, но рынок уже начал двигаться в этом направлении», – рассказывает заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg Михаил Тюнин. По его словам, в пилотных проектах запросы на такие рабочие места превышают предложение.
Еще раньше в этом направлении двинулись апарт-отели. «Тенденция к развитию рабочих пространств хорошо видна на нашем проекте. Наш отель – сплошной коворкинг: любая точка в конференц-залах, лобби-барах, холлах используется как место для работы с ноутбуками, проведения переговоров по зуму и т. д. Число запросов выросло колоссально, и в третьей очереди проекта мы планируем отвести под такие пространства более 3 тыс. кв. м», – рассказывает директор по продажам комплекса апарт-отелей Valo Марина Сторожева. По ее словам, гостей апарт-отеля характеризует высокая мобильность: к примеру, выбирая какой-то коворкинг сегодня, он не будет работать в нем завтра – ему интересно разнообразие.
Окраины не спешат
До окраинных спальников тренд на создание офисов у дома пока не добрался. А сами застройщики не могут однозначно сказать, будут ли такие сервисы пользоваться спросом. «У нас встроенные коммерческие помещения всегда шли нарасхват, но ни одного коворкинга за последние пять лет, когда это направление стало популярным, не открылось», – отмечает директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева.
«Если взять такие локации, как Мурино, Кудрово, Новогорелово, Новоселье, – я не уверен, что их жители готовы работать в коворкингах. У нас в проекте цель общественных пространств – в создании возможностей для отдыха, чтобы люди не хотели выезжать отсюда на выходные», – говорит заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой» Максим Жабин.
В других компаниях на веяния времени отвечают экспериментами с планировками, позволяющими обустроить домашний кабинет. «Мы в своем проекте предлагаем покупателям возможность сделать домашний офис в квартире, площадью 4–5 кв. м», – рассказывает заместитель начальника отдела продаж компании «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Бочкарев. По его словам, пока это эксперимент и в конце года станет понятно, будет ли пользоваться такой формат спросом.
В любом случае новостройки Петербурга будут меняться с учетом новых потребностей, с чем согласны все эксперты. Но во многом этот процесс зависит и от того, сколько клиент за эти изменения будет готов заплатить.
Дмитрий Бочкарев, заместитель начальника отдела продаж компании «Главстрой Санкт-Петербург»:
– У разных клиентов в разных классах разные предпочтения. В сегменте масс-маркет продолжается тенденция в сторону уменьшения площади жилья. Люди не готовы много времени проводить в квартире. Но готовы делать это рядом с домом – им обязательно необходимы большие дворы и общественные пространства.
Михаил Гущин, директор по маркетингу группы RBI:
– В новых проектах мы будем делать акценты и на большие дворы, и на коворкинги – нам всё представляется важным. Пандемия многое изменила. К примеру, мы проводили исследование и выяснили, что, гуляя по парку до пандемии и после, даже эмоции люди проявляли совершенно по-разному – уровень радости повысился. Важнейшим становится и функциональное пространство квартиры: в пандемию люди вдруг остро осознали, что живут не одни.
Максим Жабин, заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой»:
– Сегодня вряд ли найдутся компании, которые будут пересматривать строящиеся проекты под новые потребности. Но все новые жилые комплексы будут проектироваться с учетом новых реалий: в них появятся коворкинги, дворы с ландшафтным дизайном и т. д. Но за возможность идти в ногу со временем платить придется клиентам.
Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg:
– Дойти до места работы в коворкинге за десять минут – это и удобно, и комфортно. Я верю, что в новых проектах девелоперы будут предлагать такие форматы и уделять им больше внимания. Спрос на этот продукт есть, и не вижу препятствий к тому, чтобы гибкие офисные пространства появились в том же Кудрово, которое регулярно стоит в пробках