Задача для профессионалов
Многие уже наверняка слышали о хоум-стейджинге. Этот английский термин прижился и на российском рынке недвижимости, а означает он предпродажную подготовку квартиры. Порой хоум-стейджинг путают с ремонтом или украшением жилья, но это не то и не другое. По сути, это умная организация пространства для более выгодной (или быстрой) продажи недвижимости при минимуме затрат. Выполнить данную задачу можно либо наняв специалиста, либо самостоятельно. Рассмотрим оба способа.
Если вы привыкли решать вопросы с помощью профессионалов, то наймите дизайнера, который придет к вам домой и сформирует в помещениях «красивую картинку». Это нужно, чтобы на фотографиях и при реальном просмотре квартира выглядела наиболее выигрышно, создавая у клиента ощущение комфорта, благополучия и, как следствие, желание ее приобрести.
Подобная услуга популярна, как правило, в высоких сегментах рынка. Деятельность индивидуальных профи и целых агентств посвящена тому, чтобы из элитных по общим характеристикам, но сомнительных по интерьеру квартир сделать настоящие трофеи, за которыми клиенты будут буквально охотиться.
Однако в последнее время к хоум-стейджингу прибегают и продавцы стандартной недвижимости – особенно если речь идет о не самых ликвидных объектах. Всё чаще собственники приглашают специалистов, которые обещают «быстро и недорого увеличить привлекательность и стоимость недвижимости для максимального числа покупателей», «ускорить продажу квартиры за счет „копеечных“ приемов типа точечного ремонта своими руками» и тому подобное (цитаты из объявлений).
Затраты на предпродажную подготовку квартиры эконом-класса в нормальном состоянии обычно не превышают 1% от ее рыночной стоимости. При этом продажная цена, по утверждениям экспертов, может вырасти до 10%, а иногда и выше. Даже если ценовая планка поднимется не так заметно, то скорость продажи увеличится – при грамотном подходе может быть достаточно одного показа.
Сами с усами
Предположим, вы не хотите платить специалисту или просто давно приноровились справляться своими силами. Как следует действовать?
«Если говорить о тех вещах, которые можно сделать самостоятельно, то за праздники можно провести генеральную уборку, выбросить ненужные личные вещи, устаревшую мебель. В некоторых случаях стоит сделать легкий косметический ремонт – например, если имеются рваные обои, стоит подумать насчет их замены. Ну и главное – это чистота: если санузел, кухня, окна будут вымыты, это точно сыграет на положительное впечатление», – делится генеральный директор столичного сервиса покупки и продажи жилья «Синица» Наталья Шаталина.
Эксперт, по сути, перечислила главные этапы самостоятельного хоум-стейджинга. Разберем их более детально.
Не себе, а на продажу
Начнем с ремонта, как с самого сложного и неоднозначного этапа. Почему сложный – понятно, а неоднозначен он по той причине, что иногда без него можно и обойтись. Нужен ли ремонт в вашем конкретном случае – с этим стоит определиться на берегу.
Прежде всего важно разграничить понятия «ремонт для себя» и «ремонт для продажи». Что касается первого, то при реализации квартиры он не окупается практически никогда, ведь новые жильцы всё равно всё переделают под себя. Исключение могут составить лишь элитные хоромы с эксклюзивной «начинкой»: здесь ремонт способен сыграть чуть ли не определяющую роль для покупателя.
А вот второй вариант – для продажи – может быть весьма полезен. Что включает такой ремонт? Прежде всего, устранение проблем на аварийных участках. Протекающих потолков или неисправной сантехники в квартире не должно быть в принципе. Если на старые обои покупатели готовы закрыть глаза, то ржавые пятна над головой или шумящий унитаз их точно не обрадуют.
Следующий этап – это создание универсального облика помещения с помощью «косметики». Если у вас оранжевые подоконники и бордовые обои в цветочек – избавьтесь от них! Элементы отделки должны быть нейтральными, а обои лучше наклеить светлые и однотонные, в идеале – под покраску. Этим вы проявите уважение к будущим жильцам, вкусы которых почти наверняка не совпадают с вашими.
Отметим, что если квартира совсем убитая, то косметический ремонт ее не спасет. При таком раскладе лучше всё отодрать, сломать и выбросить, а затем продавать с черновой отделкой.
Теперь, когда вы знаете, что включает ремонт для продажи, самое время решить, нужен ли он вам. Для этого просчитайте затраты на работы и материалы. Потом в базах данных порталов по недвижимости найдите продажную стоимость квартир, аналогичных вашей (район, тип дома, площадь), с ремонтом и без – и сравните. Такой голый расчет поможет быстро принять решение.
Марафет для квартиры
Каким бы ни был ваш вердикт относительно ремонта, навести марафет в жилище придется в любом случае. Что нужно сделать? Разъясняем по пунктам.
Убрать хлам. Перед показом квартиры необходимо избавиться от всех ненужных, старых (и тем более поломанных) вещей, крадущих пространство и портящих общий вид. Советская стенка, бабушкины ковры, устаревшая бытовая техника, пыльные книги, бесполезные сувениры привлекательности жилью точно не добавят.
Что-то можно продать через сайты бесплатных объявлений, что-то – отдать соседям. Есть также вариант заказать бесплатный вывоз вещей через специализированный сервис типа Svalka. Ненужную одежду примут благотворительные фонды, еще проще отнести ее в контейнеры «Лепта», «Спасибо» и им подобные. На худой конец рухлядь можно выбросить – но только не держать в квартире!
Скомпоновать мебель. Мебели, с одной стороны, не должно быть много. С другой – экспонировать пустую квартиру тоже нельзя. Если обстановку уже начали вывозить, оставьте по два-три предмета в каждой комнате, чтобы они продолжали выглядеть жилыми. Учтите: грамотно подобранной и логично расставленной мебелью можно подчеркнуть функционал разных помещений и даже сделать их визуально больше.
Поработать над освещением. В выставляемой на продажу квартире все лампочки должны быть исправными и светить на полную мощность. Яркость вызывает ощущение новизны и свежести, тусклость – чувство уныния. Грустная эмоция сделке, понятно, не поспособствует. Только не переборщите – покупатель не должен чувствовать себя как в операционной! Стоит помнить и о том, что освещение влияет на чувство объема: чем темнее помещение, тем меньше оно кажется.
Деперсонализировать пространство. Избавьте покупателя от необходимости повсюду натыкаться на ваши личные вещи: семейные фотографии на стенах, пестрые подушечки, детские игрушки. Декор должен быть минимальным. Пара картин, неброские шторы, новый коврик в ванной – всё это добавит квартире шарма, не перегружая лишними подробностями.
Сделать уборку. Очень важный момент! Любой риэлтор подтвердит: грязную квартиру реализовать сложнее. Шерсть питомцев на мебели, клубы пыли на полках, замызганные зеркала и грязная сантехника могут испортить впечатление навсегда.
Во всех помещениях, включая кладовки и ниши, нужно обязательно навести чистоту, в идеале – сделать генеральную уборку. Особое внимание уделите окнам и люстрам: если они сверкают, то и квартира кажется светлее и просторней. Трудно убраться самим – пригласите специалистов по клинингу. В конце концов, не так уж дорого это стоит!
Устранить запахи. В любом жилье скапливается свой «букет» ароматов, особенно если в квартире держат животных. Хозяин (даже вполне чистоплотный) может «принюхаться» и не замечать амбре, а гость сразу обратит внимание. Избавиться от нежелательных запахов частично поможет уборка. И всё равно перед приходом покупателей проветрите помещение, при необходимости используйте освежители воздуха или ароматизаторы. Можно прибегнуть и к другим хитростям: замечено, что людям импонирует запах свежезаваренного кофе или выпечки.
Главное, что стоит осознать: любой недостаток – это всегда отличный повод для торга. Недоработаете тут или там – придется за это платить. Поэтому желаем вам не лениться и провести каникулы активно, продуктивно и с пользой для будущей сделки!