Надежда Смирнова, специалист по недвижимости ООО «Александр-Недвижимость»:
– Закончился 2020 год. Как много событий он принес. Изменилось очень многое в нашей жизни, в том числе и на рынке недвижимости.
Вспоминается недавний случай из моей практики. Сбербанк. Величественный офис в центре города. Оформляем с клиентами аккредитив на покупку квартиры. Требуется подтверждение действий от начальника. Ждем. И тут через весь зал идет к нам спортивного вида молодой человек в костюме, в черной маске и в черных перчатках. Год назад от этой сцены клиенты пришли бы в ужас и приняли бы его за грабителя. А сейчас даже никто внимания не обратил на его модные аксессуары. А мне стало не по себе. Насколько быстро изменился наш мир.
Очень сложное время было весной, в апреле-мае. Тогда было рекомендовано оставаться дома, многие предприятия не работали, и граждане находились на самоизоляции. Улицы были безлюдны, транспорт ходил с большими перерывами.
А рынок недвижимости всё равно работал. Агенты выезжали на сделки, даже рискуя своим здоровьем, работали основные банки, нотариусы. Я тоже проводила сделки. Помню, в апреле месяце приехали в банк. Встретились продавцы, покупатели, агенты. Все в масках, перчатках стоят в ожидании сделки в холле. Все соблюдают рекомендованную дистанцию в полтора метра и боятся близко друг к другу подходить из-за угрозы коронавируса. А потом нам выделили переговорную комнату. Человек десять собралось в одном помещении, стали обсуждать и проводить сделку, подписывать документы. И после нескольких часов уже все сдружились, перестали страшиться друг друга, сняли перчатки, маски, потому что было невыносимо душно. Я рада, что никто из участников сделки не заболел и мы благополучно завершили сделку.
Постоянно были новые вызовы и надо было всё время искать решения. То МФЦ работает только на прием документов. А потом их закрыли, и следом закрыли паспортные столы, органы опеки. Прекратился прием и выдача документов из администраций районов. Стали активно пользоваться электронной регистрацией через систему Сбербанка и нотариусов. Стал пользоваться спросом сервис «Госуслуги». Многие документы и заявления от граждан госструктурами стали приниматься в электронном виде, а также через МФЦ, что очень облегчило жизнь граждан и агентов.
А потом МФЦ организовали прием только по записи, причем запись на услуги Росреестра в Санкт-Петербурге увеличилась до полутора-двух недель. Пришлось заранее записываться в МФЦ сразу на несколько дат, а потом отменять талоны и перезаписываться снова. Чтобы записаться, приходилось иногда по нескольку часов дозваниваться. А потом по полчаса ждать очереди на запись у оператора. Всё это очень нервировало.
В конце августа произошла смена программного обеспечения в Росреестре в Санкт-Петербурге. И Росреестр не работал, что привело к значительным задержкам в регистрации от нескольких дней до полутора-двух месяцев. Документы из Санкт-Петербурга стали отправлять на госрегистрацию в другие регионы страны. Но это не очень помогло. До настоящего времени соблюдение сроков по госрегистрации в Санкт-Петербурге никто гарантировать не может. Клиенты волнуются из-за неопределенности в сроках, нервничают, переживают, не могут спланировать поездки и переезды.
Я опять искала решение. Приходилось по нескольку раз звонить на горячую линию в Росреестр, писать обращения, телеграммы. Даже пришлось обращаться на сайт администрации президента Путина, чтобы ускорить выдачу документов с госрегистрации.
Очень много работы стало проводиться онлайн. Банки, нотариусы, оценщики стали принимать документы в основном в электронном виде. И даже в виде фотографий, что очень экономит время. Много общения с коллегами и клиентами стало через мессенджеры – ватсап, вайбер, социальные сети.
В июне 2020 года прошел первый онлайн-конгресс лидеров рынка недвижимости. Мы сидели у компьютеров и слушали спикеров. Переходили из одной онлайн-комнаты в другую.
Не могу сказать, что мне это очень понравилось. Ничто не заменит живого общения, личного участия в мероприятии и ощущения праздника при посещении конгресса по недвижимости. Но есть в этом и плюсы. Это экономия времени на поездки, возможность послушать разных спикеров за счет быстрых переходов из комнаты в комнату, увеличение количества интересных тем и выступающих спикеров, есть возможность послушать запись и получить необходимую информацию.
В нашем агентстве тоже ввели и активно применили новые технологии. В период самоизоляции и в последующем обучение стало проводиться через интернет и в режиме онлайн.
И наше руководство в этом году решило провести новогодний корпоратив тоже по-новому, в духе времени – в режиме онлайн. Мы собрались каждый в своем офисе, а руководство подготовило для нас новогоднее видеообращение с подведением итогов, награждением лучших сотрудников и поздравлением с праздником. Все вместе дружно посмотрели на руководство в большой телевизор и очень порадовались, что угощение у нас было реальным, а не виртуальным.
Конкурс «Топ-100 лучших риэлторов Санкт-Петербурга» в 2020 году тоже прошел в системе онлайн. По интернету было проведено тестирование, и по интернету прошло онлайн-награждение лучших агентов. В число которых вошла и я. Очень непривычно было получить электронный диплом победителя конкурса. Но всё равно очень приятно. Благодарю организаторов конкурса – портал BN.ru и Санкт-Петербургскую палату недвижимости – за организацию конкурса, за высокую оценку и за прекрасные подарки.
Меня радует то, что, несмотря на обстоятельства, жизнь не остановилась. Работа продолжается, рынок живой. И благодаря новым решениям и технологиям задачи выполняются, дела делаются, цели достигаются и сбываются наши с вами мечты.
Коллеги, клиенты и участники рынка недвижимости, поздравляю вас с новым 2021 годом!
Желаю в новом году всем хорошего здоровья, успехов, стабильного финансового положения, домашнего уюта и благополучия в ваших семьях!
Елена Ковалерова-Павловская, директор отделения «Северное» ООО «Экотон»:
– Глядя вслед ушедшему 2020 году, хочется отметить в первую очередь, что опыт, который получила наша компания в этот период, позволил нам приобрести и усовершенствовать новые навыки по ведению бизнеса, а также по продаже услуг в режиме дистанционного взаимодействия сотрудников и клиентов компании.
Приобретенные навыки сделали нас еще сильнее и стабильнее. «Всё, что меня не убивает, делает меня сильнее!» – так сказал Ницше.
Онлайн-сделки с клиентами мы проводим с 2017 года, так что дистанционные бизнес-процессы у нас были налажены задолго до истории с пандемией. Но по каким-то причинам все эти возможности не использовались на полную мощность. Ситуация, сложившаяся сейчас, стала лишь катализатором. Выявились подразделения, которые можно целиком перевести на удаленную основу, и все от этого только выиграют. Само понятие «удаленка» временами по-прежнему пугает, оно пока еще непривычно для нашего рынка.
А вот эффективность удаленки пришлось тестировать уже по факту. Следующие ключевые моменты мы для себя вынесли.
- Организовать удаленный рабочий процесс с технической точки зрения вообще не сложно.
- Сложнее организовать людей, мотивировать их на работу. Это – настоящее искусство.
- Человек, не имеющий опыта удаленной работы, думает об этом формате так: жизнь без будильника, без пробок, без понедельников, без стоящего над душой начальника…
- Интроверту проще включиться в удаленный рабочий процесс и быть не менее эффективным, чем трудясь в офисе, но таких в нашем бизнесе практически нет, так как наша работа связана с постоянным общением с клиентами, профессия «человек – человек».
- Десоциализация – большая проблема для многих. Рабочий настрой и КПД в нашей деятельности напрямую зависят от психического состояния человека.
У нас коллектив очень дружный и сплоченный, нам всем не хватает живого общения. Это факт. Поэтому наш день мы начинаем с утренней летучки, основная цель которой не только обсудить планы на день, но и обменяться новостями, пообщаться. Например, была интересная серия «встреч» на тему того, кто какие скилы (навыки) прокачивает, какие ресурсы можно посоветовать коллегам. В течение дня стараемся быть на связи, и не только по работе.
Мы снимаем фото и видео, делимся опытом, играем в шахматы. У нас появился опыт празднования дня рождения нашего коллеги online.
Надо признать, что сейчас мы наблюдаем исторический момент – успешное развитие нашего учебного центра на платформе дистанционного онлайн-обучения.
Между тем, как складывалась работа в апреле и сейчас, разница просто огромная. Все адаптировались, привыкли. Сотрудники стали больше фактического времени отдавать работе. Многие проекты завершаются в нерабочее время, если так удобно клиенту или сотруднику. Сотрудники более рентабельно распределяют свои временные ресурсы. Удаленный формат работы – отличная альтернатива привычной восьмичасовой занятости, тем более что у риэлтора ненормированный рабочий день и неделя.
Что касается эффективности удаленной работы, она вышла на стабильный подъем.
Кстати, даже коммуникация с клиентами стала другой, мобильной и разносторонней. Если говорить про то, как отражаются события настоящих дней на нашей сфере, то, конечно же, есть сложности, как и у всех. Клиенты – покупатели вторичного рынка зачастую не готовы делать выбор в пользу той или иной недвижимости только после дистанционного просмотра объекта. Как и раньше, хочется человеку лично видеть пространство – вживую, всё пощупать, заглянуть в каждый уголок, и это нормально. Мы научились организовывать «безопасные» просмотры, а дистанционные сделки – теперь это норма.
Итог в любом случае один: мы имеем то, что имеем. Кто-то был готов заранее, а кому-то пришлось в авральном режиме вставать на новые рельсы. Не все выдержали этот забег – выход из зоны комфорта, кто-то сменил профессию, уступив место более предприимчивым своим коллегам.
Удержатся те, кто научится самостоятельно организовывать свое рабочее время и пространство, при этом находя время на саморазвитие, регулярно пополняя свой багаж знаний и навыков.
На мой взгляд, кто сможет сейчас подстроиться под ситуацию, научиться самоорганизованности, в дальнейшем просто не захочет жить и работать по-другому.
Вообще я убеждена, что кризис – отличная возможность проверить свои силы, узнать, на что ты способен, умеешь ли собраться, мобилизоваться и разобраться с вопросами, давно требующими решения. Мир не будет прежним. Много патетики в этой фразе, но так оно и есть. Кажется, что всё плохо, грустно, под угрозой бизнесы, растет уровень безработицы. Но этот кризис всё равно рано или поздно закончится, он не первый и не последний. Сейчас самое время перестать прятать голову в песок, бояться и думать, что тебя это не коснется. Коснется. Кризис – это реальная пора возможностей, нужно быстро перестроится и начать развивать новые направления, у которых сейчас есть все шансы стать успешными.
Явно то, что все мы стали терпимее и внимательнее к потребностям друг друга. Этот год сделал нас добрее и мудрее, научил ценить каждый день, проведенный вместе.
Дорогие читатели, от всего сердца поздравляю вас с Новым годом!
Желаю, чтобы новый год принес не только здоровье, счастье, но и уверенность в завтрашнем дне, чтоб каждое утро начиналось с ощущения радости и удовольствия! Желаю, чтобы каждая сфера жизни была полной чашей. Пусть вас переполняет жажда новых свершений, энергии и искренней радости от жизни, которая сама по себе является бесценным даром!
Ольга Маслова, менеджер агентства недвижимости «Огни города»:
– Великолепный ушедший 2020 год! Для рынка недвижимости Санкт-Петербурга не бывает «плохих» или «хороших» лет. Рынок города, как макро- и микрокосмос, полон изменений, движения. И в 2020 году, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, риэлторы города работали не покладая рук – небольшой спад активности в апреле, восстановление в июне и небывалый подъём с конца августа.
Трудности, с которыми столкнулись я и мои коллеги, специалисты по недвижимости, – это трудности проведения онлайн-процедур по регистрации перехода права собственности, по получению решений от органов опеки, по получению от паспортных служб справок, необходимых для проверки юридической чистоты квартиры.
В то же время коммерческие структуры, такие как крупные строительные компании, банки, нотариальные конторы и оценочные компании, уже к маю 2020 года предоставляли весь спектр услуг онлайн, чем порадовали потребителей и риэлторов.
Хотелось бы видеть такой же энтузиазм и у государственных структур, участвующих прямо или косвенно в регистрационных действиях по купле-продаже недвижимости, в создании онлайн-процедур, которые в прошедшем году были так необходимы!
BN.ru украсил этот год конкурсом «Топ-100» – было интересно участвовать и проверить свои знания. Удачи и успешных проектов, BN!
Было много радостных событий для моих клиентов: удачные инвестиции, продажа уже ненужного и приобретение желаемого жилья! И необыкновенная миграция горожан в дачные поселки, что оживило рынок загородной недвижимости! Я всех с этим поздравляю! Это традиции! Это движение! Это жизнь! Удачи моих клиентов – мое удовольствие от работы! Поэтому всем желаю крепкого здоровья и финансового благополучия, что поможет строить новые планы, в том числе и в сфере недвижимости! С наступившим Новым годом!