И, видимо, устроили: консолидированные отчисления, выделяемые Правительством России Ленинградской области на реставрацию объектов культурно-исторического наследия, составят в текущем году аж 220 млн. рублей. Причем средства программы направят на объекты как федерального, так и местного значения. Программа называется «Культура Ленинградской области» и предусматривает реставрацию таких объектов культурного наследия, как Выборгский замок, мемориальная усадьба «Приютино», крепость Корела, Коневецкий мужской монастырь и ряд древних храмов Ленобласти.
Наконец, власти (в лице Владимира Богуша, председателя комитета по культуре Ленобласти) и реставраторам (в лице Артема Новикова, председателя Российской ассоциации реставраторов) удалось донести долгожданную благую весть до музейщиков. Заверили – деньги будут.
Смертельно больному припудрили носик
«У больного хворь внутри, а ему носик припудривают!», – с искренним возмущением заявляла директор Выборгского замка Светлана Абдуллина. «Последний раз вопрос о проблемах замка мне задали 23 года назад и дали 5 минут на ответ, это нормально?» Например, в 1980-е годы проводились работы по углублению фарватера порта. От взрывов в Финском заливе башня «Райская» раскололась. На реставрацию средств не выделили. Тогда сотрудники музея скрепили трещины стяжками самостоятельно. Группа энтузиастов во главе с директором музея Светланой Абдуллиной за месяц объехала ближайшие поселки области. В каждом из них организовали двухчасовое представление, а собранные средства направили на восстановление. Так башню удалось спасти от разрушения.
Светлана Абдуллина припомнила и «путинскую реставрацию» замка (такое название дали ей сотрудники), когда направленный к ним подрядчик вскрыл для последующего ремонта крышу замка и «уехал на три недели дождей». После такого «Макондо» был организован добровольный марафон «Поможем Выборгскому замку» - инициатива руководства и сотрудников. И на свои средства (правда, с привлечением инвесторов) отреставрировали 1500 кв. м внутренних площадей.
И сегодня Светлана Абдуллина, вооружившись фотографиями «больных» мест замка буквально взывает к Российской ассоциации реставраторов и к ее председателю Артему Новикову: «Черная лестница позарез нужна, помогите сделать. Глубокое изучение нужно, а не ежегодная покраска – дворники уже устали выметать облупившиеся следы регулярного припудривания. Помогите восстановить единственный средневековый замок в России!»
К 300-летию взятия Петром Великим Выборгской крепости (до этого за три века его пытались взять трижды, удалось только Петру) на восстановление города и городской доминанты – башни Олафа - было выделено из федерального бюджета 43 млн руб.
Жупел власти на «Дороге жизни»
Так выразился директор музея-усадьбы «Приютино» Леонид Мазур вот по какому поводу: так называемый «второй» господский дом усадьбы находится на «Дороге жизни», реконструкция которой уже началась и предусматривает снос этого самого дома. Но снос невозможен, так как усадьба – федерального значения. По его же словам, «федеральный статус спас «Приютино» от «Дороги жизни».
И вот теперь финансовые средства стали консолидировать – из различных бюджетов и от частных инвесторов. «В нашем государстве вместе с деньгами пришло понимание, что культура – это стержень идеологии страны. И что наша национальная идея вот она и есть – по кирпичику лежит под ногами», - удовлетворенно отметил Леонид Мазур.
В «Приютино» пришли деньги на восстановление «второго» господского дома, по словам Леонида Мазура, «щербатого лица «Дороги жизни». Ежегодно до 2010 года – по 5 млн рублей. «Деньги небольшие, но лиха беда начало!», - говорит директор музея-усадьбы. В течение двух лет закончатся строительные работы на «Дороге жизни», она станет четырехполосной, но пойдет немного в обход своего «лица». Также будет оборудована стоянка для туристических автобусов и инфраструктура на прием туристов – информационный центр и блинная.
«Доживем из вредности»
Программ по восстановлению, куда попала Старая Ладога, несколько, и все они – долгосрочные. Директор музея-заповедника Людмила Губчевская настроена не так радужно, говорит: «Может показаться, что деньги большие, но если поделить их на все задуманные проекты, то мы только в начале пути».
Раньше делали все сами: за последние 10 лет удалось вывести из аварийного состояния более 10 объектов культуры и сделать главное – включить ряд наших памятников в свод федерального значения. Но казус в том, что заявка на объекты, продвигаемые профессионалами из Российской ассоциации реставраторов (РАР), была комплексной. Наши объекты объединили с объектами Санкт-Петербургского епархиального управления. Поэтому из полученных 25 миллионов наших осталось только 5, остальное ушло на объекты Русской Православной Церкви.
Но Людмила не унывает: «В следующем году будем бить челом в комитете по культуре Ленинградской области на музеификацию церкви Дмитрия Солунского, потому что раз памятник отреставрирован, он должен жить».
В рамках сотрудничества с РАР музей-заповедник Старая Ладога вошла в еще одну целевую программу «Историческая память 2008 – 2010», на его восстановление федеральный бюджет выделил 137 млн рублей. Кстати, 900-летний юбилей доминанты Старой Ладоги - Ладожской крепости - будет из-за Олимпиады в Сочи перенесен с 2014 на 2016 года. Людмила Губчевская надеется, что к этому времени, «если доживем – а доживем из вредности - увидим результаты».
Все восстановить невозможно, но…
Из программы «Культура Ленинградской области» 2,5 млн рублей предназначается для реставрации памятников героям обороны Ленинграда в рамках подготовки к 65-летию освобождения города от нацистской блокады. Каких конкретно памятников, пока неизвестно. Владимир Богуш отметил, что, конечно, кощунственно выбирать из военных мемориалов более приоритетные, но сделать это придется. На то, чтобы восстановить все требуемое восстановления, или хотя ба законсервировать все требуемое консервирования, или даже просто для выведения всех аварийных объектов из этого состояния, не хватит и всего бюджета Ленинградской области.
Тем не менее, председатель правления РАР Артем Новиков отметил, что на «выбивании» и распределении средств работа не останавливается. Сейчас проводится мониторинг и других культурных памятников Ленобласти, определяется, какие из них нужно срочно выводить из аварийного состояния, какие требуется хотя бы законсервировать, а какие можно уже открывать для посещения. В конце года РАР объявит об итогах и распланирует следующий год.
А председатель комитета по культуре Ленобласти Владимир Богуш просто предлагает сравнить: в последние годы на все памятники Ленобласти выделялось меньше 50 млн рублей ежегодно, в этом – 220 млн рублей.