Генеральный план развития Санкт-Петербурга вступил в силу с 1 января 2006 года. После чего было подано свыше 1,3 тыс. предложений по его изменению со стороны властей, инвесторов и горожан. В результате утверждено более трех сотен поправок.
Укрощение функции
Решение о корректировке главного документа города Смольный принял уже через полгода после его вступления в силу. Как объяснил председатель КГА Александр Викторов, это вызвано бурными темпами развития экономики и новыми инициативами по развитию территорий со стороны городских властей и инвесторов. В частности, на пересмотр функционального назначения земель повлияла реализация таких стратегических проектов как «Морской фасад», строительство автозаводов «Ниссан» и «Хендай», запуск крупных жилищных проектов в южной части города – «Новая Ижора» и пр. Свою роль сыграли принятые Смольным генсхемы тепло-, энерго - и водоснабжения Петербурга, концепция развития транспортно-логистической системы, дорожно-уличной сети и прочие стратегические документы.
Основные изменения коснутся трех категорий земель. Сельхозугодья уменьшатся на 4% (по данным КЗРиЗ они сейчас занимают 21% территории Петербурга). Землям промышленности прибавят 5% (сейчас 13%). Зоны жилой застройки увеличатся на 2% (ныне 7%), что позволит возвести дополнительно 5 млн кв. м жилья. Остальные категории - земли общего пользования, общественно-деловой застройки, транспорта, инженерных коммуникаций и пр. по площади существенно не изменятся.
Главным принципом корректив стало упрощение функционального зонирования территорий. «При пересмотре границ функциональных зон мы постарались их укрупнить, избавляясь от излишней детализации», - говорит Александр Викторов. Общее число функциональных зон уменьшилось с 29 до 21. Сильнее всего «укрупнили» зоны жилищной застройки: из 7 подвидов осталось лишь 3. Все это, по словам главы КГА, сделает генплан «более гибким и устойчивым».
Промзоны не спешат под офисы
Наибольший прибыток обещан промышленникам. По словам первого заместителя председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Василия Фивейского, сегодня в разработке 26 проектов планировок промзон общей площадью 12 тыс. га. И, несмотря на это, городу все равно в будущем грозит дефицит земель под новые производственные площадки. Именно, поэтому к действующим заводам, многие из которых базируются в центральной части города, отнеслись лояльно. По словам г-на Фивейского, было удовлетворено более 60 обращений от предприятий с просьбой сохранить производственные функции территорий, на которых они расположены. Где искать резервы при существующих темпах экономического развития – непонятно. Как говорит вице-губернатор Михаил Осеевский, Петербург нынче в «мейн-стриме»: чуть ли не каждый день в Смольном проходят встречи с представителями отечественных и зарубежных компаний, рассматривающих Петербург местом вложения инвестиций. Наиболее оптимальный выход – перепрофилирование сельхозугодий, занимающих пятую часть территории города. «Большая часть сельхозземель не обрабатывается и не дает дохода в бюджет город. Они должны вовлекаться в оборот не через инвесторов, а через их выкуп государством», - говорит вице-губернатор. По его словам, сейчас правительство думает как законодательно решить проблему. Впрочем, все это уже будет вопросом будущих корректировок генплана.
Наметилась и обратная тенденция – перепрофилирования предприятиями своих площадей. В результате изменений 11 промышленных зон трансформируются в жилые и общественно-деловые. В частности, переменят свой статус территории заводов: «Электросила» (Московский пр., 139), ОАО «Климов» (Белоостровская ул, 9), компании «Оптимед-Инвест» (пр. Металлистов, 96) и «Петмол» (Московский, 65). На землях этих предприятий можно будет возводить жилые объекты. Земли еще 7 предприятий - в их числе «Компрессор», «Измирон», завод им. Калинина - будут отданы под общественно-деловую застройку.
Спортивное переориентирование
В работе согласительной комиссии, утверждающей поправки в генплан, активно участвовали и городские парламентарии. Правда, результатами совместной работы с чиновниками остались не совсем довольны. В частности, они полагают, что в результате изменений в функциональном зонировании, город может потерять бывшие ведомственные спортивные объекты. «По инициативе инвесторов земля под бывшими заводскими объектами меняет свое назначение. В итоге стадионы будут снесены, а на их месте построят жилье или другие объекты», - говорит председатель комиссии ЗС по городскому хозяйству Сергей Никешин. Например, подобная участь, по его словам, ожидает спортивный комплекс завода «Красный выборжец», землю под которым перевели в зону жилищной застройки.
Вспыхнувшую дискуссию прекратила губернатор Валентина Матвиенко. Она заявила, что категорически против перепрофилирования ведомственных спортивных объектов и дала указание главе КГА Александру Викторову еще раз рассмотреть данную ситуацию. Депутаты в свою очередь сейчас спешно занимаются ревизией всех стадионов, которых функциональная корректировка стерла с карты.
Ювелирная работа
Можно было ожидать, что наиболее спорными моментами корректировки будет сокращение зон охраны памятников, а также уменьшение числа зеленых зон. От изменения границ охраны объектов культурного наследия (в связи с уточнением их перечня) в конечном результате отказались. По словам Александра Викторова, в противном случае данные коррективы пришлось бы согласовывать в Москве, а это - несколько десятков федеральных ведомств. Коллизий с корректировкой зеленых насаждений общего пользования тоже вроде бы удалось избежать. По крайней мере глава КГА утверждает, что их площадь изменилась несущественно. А некоторое сокращение произошло вследствие того, что вся внутриквартальная «зелень» теперь скрыта в генплане – ее включили в состав зон жилой застройки.
Впрочем, специалисты придерживаются иного мнения. «Общая площадь зоны
Р-2 (зеленые насаждения общего пользования), может быть, и не изменилась. Но в ее состав теперь попали зеленые насаждения специального назначения – санитарно-защитные зоны. Так что общий баланс - не в пользу скверов и садиков», - говорит директор центра экспертиз «ЭКОМ», эксперт комиссии ЗС по горхозяйству Александр Карпов.
Также генплан, по его словам, обновили мелкими правками, которые попросту сложно вычислить с первого взгляда. Причем, многие изменения не фигурировали на стадии публичных слушаний. Это и расширение дорожно-уличной сети в ущерб тротуарам, где-то зона Р-2 трансформировалась в земли транспорта или деловую зону, и превращение зон жилой застройки в общественно-деловые. «Подобные изменения должны быть прозрачными для граждан. Например, если статус жилой территории меняется на деловую, то в многоквартирном доме при признании его аварийным не будут делать капремонт, а попросту снесут», - говорит Александр Карпов.
Генплан и инвесторы
Сергей Никешин сомневается в целесообразности столь скорого внесения серьезных корректив в документ, рассчитанный до 2020 года. «Нужно определиться, что у нас в приоритетах – интересы отдельных инвесторов, в угоду которым мы будем менять генплан, или сам генплан. Иначе уже через год возвратимся к вопросу внесения новых изменений», - заявил Сергей Никешин прямо на заседании правительства. Это вызвало резкую реакцию губернатора Валентины Матвиенко. Глава города подчеркнула, что в ходе работы над генпланом власть никогда не шла на поводу интересов частных инвесторов. «У нас получился сбалансированный и компромиссный документ. А возможные изменения будем вносить только через 2-3 года и только в том случае, если они будут серьезно аргументированными», - пообещала губернатор.
Парламентарии тем не менее настроены, чтобы при корректировке генплана их мнение было учтено уже сейчас. В ноябре прошлого года, предвосхищая внесение законопроекта в ЗС, депутаты поменяли регламент своей работы. Согласно нововведениям, парламентарии смогут вносить поправки в генплан на стадии так называемого «нулевого» чтения документа, то есть до его официального внесения. Подобный порядок действует при утверждении, например, Закона о бюджете Санкт-Петербурга. Инициативы связаны с тем, что действующий Градкодекс РФ ограничивает участие законодателей в корректировке генплана – на стадии второго чтения они могут менять лишь текстовую часть законопроекта. Но не карты и схемы, из которых собственно и состоит весь генплан.
Нулевое чтение
Впрочем, прошлогодние усилия могут оказаться тщетными – работа над поправками в генплан началась раньше, чем депутаты расширили свои градостроительные полномочия. «Я считаю, что нулевое чтение документ прошел в рамках работы согласительной комиссии, в которой участвовали и депутаты», - заявила губернатор и распорядилась ускорить принятие законопроекта.
По планам администрации уже на следующем заседании, 12 марта городской парламент должен заслушать доклад вице-губернатора Александра Вахмистрова о ходе реализации генплана, где должны быть представлены обоснования внесения корректив. А уже на следующем заседании 19 марта принять законопроект в первом чтении.
Пока что планы Смольного депутаты нарушили, взяв незапланированные каникулы с 7 по 14 марта. Кроме того, комиссия ЗС по горхозяйству задумала альтернативу «нулевых» чтений - расширенные депутатские слушания с привлечением всех профильных комиссий парламента. «На слушаниях мы должны снять все спорные моменты и разногласия», - говорит член комиссии Сергей Малков.
Добиться большего, судя по всему, они не смогут. Новой волны внесения правок в генплан после завершения двухлетних трудов Смольный вряд ли допустит. А настоять на своем парламентарии смогут лишь «зарубив» законопроект полностью. Что в условиях конструктивного диалога, сложившегося между администрацией и парламентским большинством, представляется маловероятным.
Состав земель Санкт-Петербурга на 01.01. 2007 г.
(По данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству)
Состав земель | Площадь,тыс.га | Площадь,% |
Земли жилой застройки |
9,1 |
7 |
Земли общественно-деловой застройки |
12,2 | 9 |
Земли промышленности |
18,7 |
13 |
Земли общего пользования |
13,2 |
9 |
Земли транспорта, связи, инженерных коммуникаций |
7,2 |
5 |
Земли сельскохозяйственного использования | 28,9 | 21 |
Земли особо охраняемых территорий | 33,1 | 24 |
Земли под участками лесного фонда |
- |
- |
Земли под водными объектами |
5,3 |
4 |
Земли под военными объектами и иными режимными территориями | 7,7 | 4 |
Земли под объектами иного специального назначения | 1,4 | 1 |
Земли, не вовлеченные в градостроительную или иную деятельность | 3,3 | 3 |
Итого: | 139,9 |
|