Модерировали мастерскую хэдлайнеры программы – директор по развитию ABD architects Олег Дмитриев и Наталья Афанасова, коммерческий директор Sawatzky PM.
Эксперты показали кейсы и предложили практические принципы разумного подхода к эксплуатации современного офисного пространства: что важно учесть при выборе помещения или при проектировании нового офиса, как предостеречь компанию от многомиллионных счетов на эксплуатацию и исправление ошибок.
Первые помощники в выборе пространства для офиса – консультанты и брокеры. Майя Харченко, заместитель директора отдела офисной недвижимости East Real, представила, как работает на практике «профессиональный чек-лист необходимых параметров и требований к рабочему пространству», которому необходимо строго следовать перед заходом на площадку. Максимально продуманный чек-лист поможет оценить спектр возможностей нового офиса, позволит не переплачивать за адаптацию помещения под нужды компании и избежать лишних трат во время аренды. Майя убедила аудиторию: «Ваш идеальный офис, отражающий лицо и позицию компании на рынке, комфортный всем сотрудникам команды и легкий в эксплуатации, существует! Нужно только отбросить сомнения и правильно подготовиться к поиску».
Олег Дмитриев продолжил программу мастерской, представив типологию заказчиков проектов и нюансы взаимодействия с каждым. Архитектор отметил общую тенденцию в раскрытии границ внутри современного офисного пространства – «компании отдают предпочтение гибким пространствам, где более 70% площадей предназначены для совместной работы. Сегодня все решают коммуникации и взаимодействие». Такой подход в проектировании помогает архитекторам и вовлеченным в процесс эксплуатирующим компаниям оптимально распределять нагрузку инженерных систем, особенно при перестройке и редевелопменте.
Эксперты центра аудита и консалтинга Sawatzky Property Management - руководитель центра Андрей Синявин и его заместитель Сергей Кулич, определили перечень задач, которые необходимо решить с командой Заказчика и всеми участниками проекта на этапе предэксплуатации. К примеру, анализируя взаимодействие «Собственник - Арендатор - УК», команда Sawatzky рекомендует: «включить как обязательные приложения к договору аренды разделительную ведомость и акт разграничения эксплуатационной ответственности, чтобы не сталкиваться с разногласиями и непредвиденными ситуациям, когда эйфория от въезда в новый офис пройдет, и начнутся будни».
Важным элементом, влияющим на процесс и стоимость обслуживания помещения, являются эксплуатационные характеристики отделочных материалов и оборудования офиса. Наталья Дегтярева, руководитель направления развития бизнеса компании Bene RUS, рассказала о репутационной и инвестиционной функции элементов оснащения офиса. Ведь все больше компаний относятся к офису как к активу, в который имеет смысл инвестировать и раскручивать его полезность по максимуму. Предлагая решения для оснащения офисов сегодня, Bene учитывает задачи заказчика по оптимизации ресурсов используемого пространства. Отметим, что средний срок эксплуатации современного офисного интерьера – 5 лет, и офис должен способствовать достижению компанией поставленных на этот период целей. По мнению Натальи, «существует прямая связь между продуманным дизайном офиса и доходностью компании, ведь от дизайна рабочего пространства зависит лояльность к бренду, вовлеченность и продуктивность команды и успех проектов, в итоге».
В продолжение актуальной темы контроля расходов участники мастерской разобрали вопросы ценообразования в проекте офиса и в проекте его эксплуатации. Сценарий управления и эксплуатации офиса был представлен экспертами Sawatzky как полноценный элемент единой концепции проекта.
Командная работа в рамках мастерской показала, насколько полезным и комфортным может быть взаимодействие проектировщиков, управляющей компании, подрядчиков и заказчика.
Партнеры мастерской: ABD architects, Sawatzky PM, East Real, BWS, BENE RUS
Информационные партнеры: Жилая среда, Бюллетень Недвижимости, Arendator.ru, коммуникационное агентство Репутация, BSN.ru, Телеграф, Карповка, Tohology