Мера станет конкурентным преимуществом компаний, входящих в профобъединение и дополнительной защитой для их клиентов. Соглашение со страховой группой «Спасские ворота» было подписано 5 марта в агентстве «Росбалт».

Компенсация на 10 миллионов

Размер страховой суммы по соглашению составляет 260 млн руб или более $10 млн «на всех». Сумма очень большая, по мнению начальника отдела страхования в долевом строительстве страховой компании «Спасские ворота» Александра Норко.

 Лимит ответственности по каждой сделке (максимально возможную страховую выплату) каждая из компаний определяет самостоятельно – в диапазоне от $100 до $600 тыс. (менее $100 тыс. при нынешней стоимости петербургского жилья просто нет смысла; а сумма в $600 тыс. позволит компенсировать даже полную стоимость квартиры). На данный момент страховые полисы получили 16 входящих в Ассоциацию компаний. По мнению вице-президента Ассоциации, главы компании «Невский простор» Александра Гиновкера, в 2008-2009 гг. новые полисы получат все действительные члены АРСП – около 70 компаний.

Полис полису глаз не выклюет

Страховые полисы профессиональной ответственности есть у всех компаний, входящих в Ассоциацию и прошедших добровольную сертификацию. Однако, как неоднократно признавали сами риэлторы, наличие полиса было скорее формальностью: с одной стороны, полис стоил недорого, а с другой практически не давал шансов получить выплату. Прежде всего, из-за размытости классификации страхового случая.

Целью коллективного страхования входящих в АРСП компаний было создать реально работающий инструмент защиты клиентов агентств недвижимости.

Ассоциация риэлторов объявила конкурс среди страховщиков, который выиграла страховая группа «Спасские ворота». Процесс подготовки соглашения длился несколько месяцев и включал детальную проработку текста договора страхования. Специалисты страховой компании и правового комитета АРСП по мнению Александра Норко, добились того, что договор соблюдает баланс интересов сторон и дает гарантию получения компенсации при наступлении страхового случая. Насколько хорош договор страхования, насколько реальна прописанная в нем защита. По словам Валерия Виноградова, она определяется по тому, насколько быстро можно получить возмещение при наступлении страхового случая. Рожденный совместными усилиями договор соответствует «уровню развития рынка в 2008 году», по определению Александра Норко.

По нему страховым случаем считается обоснованная претензия клиента риэлторской компании. То есть, если по вине агента покупатель (продавец, арендатор) жилья понес убытки, а суд признал правомочность претензий к агентству недвижимости, то страховая компания выплатит деньги агентству.

Что эта мера означает для клиентов застрахованных компаний?

В чем виноват риэлтор

По мнению Александра Гиновкера, любая сделка на рынке недвижимости объективно связана с определенным риском. По данным главы правового комитета АРСП, гендиректора компании «Авентин-недвижимость» Валерия Виноградова, примерно по 5% сделок на рынке жилья Петербурга возникают судебные разбирательства. Примерно в 1% случаев дела разрешаются не в пользу клиентов риэлторских компаний. Следовательно, этот 1% от всех участников сделок на рынке жилья и есть «пострадавшие клиенты риэлторов». Но далеко не все страдают по вине агентств недвижимости, а страховой полис покрывает именно риск причинения ущерба клиенту по вине риэлтора. Вина риэлтора должна быть установлена судом – после анализа исполнения обязательств агентства согласно договору с клиентом (это лишний довод для граждан очень внимательно читать договор с риэлторской компанией). Например, в договоре прописана обязанность агента собрать все необходимые для сделки документы. Он этого не сделал, в результате подписание документов по сделке не состоялось, продавец поднял цену или нашел другого покупателя. Риэлтор виноват в причинении ущерба «своему» покупателю. Это и есть страховой случай.

Согласно статье 393 Гражданского кодекса РФ, потерпевшему в полном объеме возмещается как реальный ущерб, так и упущенная выгода, напоминает Валерий Виноградов. Поэтому причиной для иска клиента к риэлторской компании может стать как состоявшаяся, так и сорванная сделка.

Кроме того, отмечает Александр Гиновкер, нередко взыскать ущерб с физических лиц, участвовавших в сделке, невозможно (они получили деньги и скрылись). Тогда как местонахождение агентства недвижимости известно, и риэлторам случается отвечать по решению суда и за чужую вину. Наличие полиса страхования профессиональной ответственности делает для клиента более реальным взыскание ущерба с агентства. С учетом того, что фирмы, работающие на рынке, случается, имеют форму ООО и уставный капитал в 10 тыс. руб., дополнительные гарантии не могут быть лишними.

Страховка для саморегулирования

У риэлторов, страхующих свою ответственность, есть и еще один важный резон. Принятый в конце прошлого года федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливает определенные требования к профобъединениям, претендующим на этот статус. Кроме системы обучения, органа для разрешения споров и стандартов качества, саморегулируемая организация обязана создать финансовый механизм ответственности перед клиентами компаний, входящих в СРО. Это может быть страхование или компенсационный фонд. Вице-президент АРСП Павел Штепан объясняет выбор страхования в качестве инструмента защиты тем, что создать компенсационный фонд в размере $10 млн для фирм, оказывающих посреднические услуги, было бы сложно.

Наличие коллективного договора страхования с достаточным размером страхового покрытия становится еще одним и последним элементом полноценной СРО, в качестве которой себя видит Ассоциация риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти. 
 

Текст: Анна Александрова