Соответствующее решение принял Архитектурный совет Москомархитектуры. Он утвердил проектные решения по трем объектам – станциям метро «Мякининская» и «Волоколамская» и новому метромосту, который не похож ни на один метромост столицы. Собственно, в Москве сейчас их три – Киевский (на Филевской линии), Автозаводский (на Замоскворецкой) и Лужнецкий (на Сокольнической). На последнем из перечисленных находится действующая станция метро «Воробьевы горы». Четвертый по счету мост – он соединит берега Москвы-реки за МКАД – станет украшением Мякининской поймы и завершит архитектурный ансамбль в стиле «хай-тек», в котором построен и самый крупный в Европе выставочный комплекс «Крокус-Экспо».
На северо-запад
Планы вывода метрополитена за пределы МКАД правительство Москвы вынашивало давно, но только пять лет назад «пилотным» проектом стала Серпуховская линия, прошедшая под кольцевой до Северного Бутова. От нее стартовала линия легкого метро, которая в ближайшем будущем уйдет уже в Южное Бутово.
Проект позволил существенно снизить транспортные нагрузки на магистрали, соединяющие «загородное» Бутово (окраины которого ближе к Подольску, нежели к Москве) и «большую землю». Однако на продолжение подобного строительства долгое время не было средств. Не было также и точного понимания того, какие именно ветки и куда должны быть продлены.
Понимание появилось сравнительно недавно, когда в конце прошлого года Метрострой столицы совместно с ГУП «Московский метрополитен» утвердил планы строительства подземки до 2015 года. BN.ru подробно писал об этом (см. публикацию «Московский метрополитен: глобальное размораживание», так что лишь напомним о некоторых аспектах этого плана.
Через несколько лет Таганско-Краснопресненская линия выйдет в район Жулебино, Калининская ветка – в Новокосино, а еще только проектируемая Солнцевская линия должна в 2014 году дойти до Новопеределкино.
Однако раньше других за МКАД выйдет все-таки Арбатско-Покровская линия – северо-западное направление сегодня одно из самых напряженных в Москве: ежедневно десятки тысяч жителей Митино вынуждены добираться до места работы на «перекладных». Кто-то – на автобусе до «Тушинской», кто-то – по железной дороге до «Беговой». И это не считая личного автотранспорта. Строительство метро в Митино позволило бы снять несколько автобусных маршрутов и разгрузить как сам город, так и Пятницкое и Волоколамское шоссе.
Через паркинг – за реку
«Мякининская» станет первой станцией метрополитена, которую построят за счет частного инвестора, холдинга «Крокус-Интернешнл». Перрон разместится на небольшой глубине прямо под паркингом комплекса. И это тоже благое дело, поскольку до сих пор в «Крокус-Экспо» можно попасть только автотранспортом, и в дни крупных выставок МКАД в окрестностях комплекса бывает парализована с утра до вечера.
Затем, покинув территорию «Крокус-Экспо», метро выйдет к берегам Москвы-реки. Здесь уже несколько лет как построены опоры для метромоста, которые терпеливо ждали своего часа. Новый метромост, подчеркивают проектировщики, не будет похож ни на один уже существующий. В оболочке, напоминающей по форме чечевицу, поезда будут следовать в двух направлениях и на всем отрезке пути над рекой - в замкнутом пространстве. Боковые фасады в виде волны выполнят из прозрачных витражей, а весь дизайн - из нержавейки и просеченного металла. Узкие проходы по краям моста предусмотрены не для пешеходов, а для обслуживания витражей. Длина всего моста – 600 м, пролета, висящего над рекой – 300 м.
Сам мост «упирается» в более высокий левый берег реки, так что тут поезда сразу уйдут под землю. И первая заречная станция – «Волоколамская» - расположится в садово-парковой зоне на Митинской улице, в шаговой доступности от окраин жилого района Митино.
Свет в конце тоннеля
Митинцы ждут обещанного не три, а шесть раз по три года: провести сюда метро обещали еще в союзные времена. И вот, похоже, ожидания сбываются.
В самый центр Митино – на пересечение Митинской улицы с улицей Дубравная – метростроевцы придут к 2011 году, и в том же году сдадут саму станцию «Митино». В отличие от «Мякининской» и «Волоколамской», на которых предусмотрены колонны, «Митино» запроектирована сводчатой – как и «Строгино». Но архитектурное решение будет немного другим: 6-метровый свод будут освещать не потолочные светильники, а лампы, расположенные в специальных нишах боковых стен.
Строиться метро в Митино будет открытым способом – это быстрее и дешевле. Но сносить при этом – кроме разве что мелких палаток – ничего не придется. Район строился комплексно, и техническая зона, в которой будут строить тоннель, здесь была запроектирована изначально.
Собственно, руководству метрополитена и городским властям осталось только решить – продлевать ли эту линию от «Митино» до «Рождествено»? Рождествено – это окраинный район Митино, где городская застройка плавно меняется на коттеджную. Нужно ли метро владельцам частных домов?..
Пока ответа на этот вопрос нет, но именно в Рождествено будет построено новое метро-депо для линии.