На бизнес-завтраке, который был организован в рамках XIII конкурса «Доверие потребителя», руководители риэлторских агентств обсуждали не только изменение ценовой ситуации, рост спроса после снятия ряда карантинных ограничений, но и новые вызовы, на которые в современных условиях должны ответить участники рынка.

Картина маслом

Но сначала все-таки о ценах, поскольку данная тема волнует не только риэлторов, но и их потенциальных клиентов.

По мнению директора отделения «Академическая» ГК «Адвекс Недвижимость» Сергея Козлова, уже давно в качестве индикатора выступают цены самых дешевых на рынке вторичной недвижимости Петербурга квартир, расположенных в небольших хрущевках. В самом начале карантинных мер, связанных с пандемией, однокомнатные квартиры в них (не очень далеко от метро) продавались (и покупались, так что речь идет не о цене предложения, а о реальной цене сделки) за 3,3 млн руб. После смягчения коронавирусного режима аналогичное жилье стало стоить уже не менее 3,6 млн. Понятно, что это не относится ко всему рынку, но тенденцию подчеркивает.

Для справки, по данным Центра оценки и аналитики BN.ru, только за минувший август средняя цена предложения на вторичке Петербурга выросла на 1,09% (это 1435 руб. за кв. м). А дома категории «старая панель», к которым относятся хрущевки, – на 2,45% (2,7 тыс. руб. за кв. м).

В то же время, по словам руководителя группы продаж по СПб и Ленобласти «ЦИАН» Александра Макарова, в регионах цены, достигнув пика, постепенно пошли вниз. «В августе эта тенденция начала прослеживаться в городах-миллионниках. Вполне вероятно, что вскоре она дойдет и до нас», – говорит эксперт.

Нынешний рост объясняется как реализацией отложенного спроса, когда на рынок вернулись те, кто не торопился совершать сделку купли-продажи до лучших времен. Безусловно, давление оказал и первичный рынок, еще более явно стремящийся со своими ценниками ввысь.

Впрочем, в ближайший месяц стабильности рынка ничего не грозит, уверен президент ГК «Авентин» Валерий Виноградов. А вот дальше – прогнозировать сложно. «У людей стало меньше денег, многие бизнесы развалились, – отмечает он. – Вероятно, спрос снизится. Причем вторичный рынок, как более зависимый от эмоционального состояния людей, отреагирует раньше».

Рынок труда риэлторов

Участники мероприятия обратили внимание еще на такой факт: несмотря на новые вызовы, а может и благодаря им, популярность профессии риэлтор в последнее время только росла.

По данным, которые привел президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости Дмитрий Щегельский, сейчас на рынке работают около 700 агентств и не менее 20 тыс. риэлторов. При этом число агентств за последние десять лет увеличилось на 10%, а агентов стало больше на 30%.

Увеличение числа сотрудников в своей компании отмечает, например, коммерческий директор АН «Этажи» Артем Босов. В первую очередь это произошло из-за того, что потерявшие работу с началом кризиса граждане решили переквалифицироваться в риэлторы.

Однако, как говорят многие руководители агентств, сегодняшние новички по своим качествам серьезно уступают своим предшественникам из 1990-х годов.

По прогнозам Дмитрия Щегельского, количество агентств будет увеличиваться и дальше, причем в основном за счет разукрупнения больших компаний. «Я вижу такие тенденции, – говорит эксперт, – становится меньше офлайн-офисов, зато больше – микроагентств, где работают максимум пять человек. Впереди нас ждет расширение франчайзинга, и это может печально закончиться для крупных фирм, которые не хотят перестраиваться и продолжают работать по старинке».

Офлайн и онлайн

Также одной из важных тем, которую обсудили на бизнес-завтраке, стал перевод многих услуг в онлайн.

Специфика риэлторской профессии такова, что полный уход в интернет невозможен. В этом сошлись все участники бизнес-завтрака.

Так, директор отделения «Северное» ГК «Экотон» Елена Ковалерова-Павловская заявила: «Мы проводили опросы в разгар ограничений и выяснили, что только 30% клиентов хотели бы сотрудничать с нами исключительно онлайн. Еще столько же такой способ взаимодействия категорически не принимали, а остальные 40% предпочли вообще пока отложить сделку. То есть им интернет тоже ни к чему. Квартиру на вторичке в любом случае надо смотреть, чтобы не было неприятных сюрпризов».

Тем не менее президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти Игорь Горский уверен: к началу периода самоизоляции большинство риэлторов оказались не готовы. Этот бизнес традиционно сильно завязан на личное общение с людьми. В период самоизоляции риэлторы вынуждены были в спешном порядке перестраивать не только правила работы с клиентами, но и модели взаимодействия с застройщиками. Выиграли те, у кого онлайн-сервисы уже были налажены.

Зато теперь они могут работать как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. Кто найдет золотую середину и сможет разумно сочетать обе формы – тот и сохранит лидерство.

Текст: Игорь Воронин    Фото: ru.freepik.com