Цвет настроенИя…
Цвета оказывают сильное влияние на наше настроение и самочувствие – об этом человечество знало (или догадывалось) веками. Однако по-настоящему глубокий анализ взаимосвязи колерной палитры с психофизиологическим состоянием был проведен лишь в наши дни.
Эксперименты показали, что у каждого человека формируется свое отношение к цвету: одни оттенки вызывают симпатию, другие – отторжение, третьи оставляют равнодушным. К тому же эти предпочтения в течение жизни меняются: к примеру, детям обычно нравятся интенсивные, кричащие цвета, а взрослым – более спокойные, пастельные.
Современные знания о влиянии цвета на «экологию» человека активно используют и в домостроении, поскольку в этой сфере учитывать предпочтения клиентов критически важно. Девелоперские компании изучают мировые тенденции, предпочтения российских покупателей, особенности регионов и множество других параметров, чтобы предложить потребителям подходящий по колеру продукт.
Зависимость от климата
При выборе применяемых в жилстроительстве цветовых палитр большую роль играют климатические условия.
Аналитики столичной компании «Ривер Парк» выяснили, что в регионах с жарким климатом популярны прохладные тона, зачастую в синем спектре. Напротив, в городах, где среднегодовая температура невысокая, людей привлекают теплые краски: желтая, оранжевая, красная. Такой подход позволяет сохранять психологический баланс в любых погодных условиях.
«В наших жилых комплексах используются приятные глазу природные цвета и естественные контуры, свойственные ландшафтам, – комментирует руководитель отдела развития продуктов Группы RBI (входят компании RBI и „Северный город“) Тамара Попова. – Иными словами – то, что позволяет чувствовать себя легко и комфортно даже среди высоких многоквартирных домов».
В проекте девелопера Ultra City фасад разбит на несколько цветовых ярусов по принципу «светлый верх – темный низ». Это визуально смягчает масштабы комплекса, как бы разделяя его на несколько составляющих: от бордового к оранжевому, золотому и бежевому. То есть основная палитра фасада – это теплые цвета.
«Визуальная экология и психология восприятия подсказывает, что это очень важно для петербуржцев: в нашем городе так часто не хватает солнца и тепла», – добавляет эксперт.
Верность традициям
Восприятие людьми того или иного цвета зависит и от исторических особенностей региона их проживания. Сложившиеся в разных местностях традиции с младых ногтей диктуют человеку условный смысл разных оттенков.
Известно, что белый цвет в одних культурах символизирует чистоту и невинность, а в других – сопутствует трауру. Красный могут считать как цветом радости, так и символом агрессии. Серый и коричневый где-то приветствуют как позитивный экостиль, а где-то ассоциируют со скукой и банальщиной.
На формирование нынешней цветовой культуры России в немалой степени повлиял советский период, когда характерными для отделки фасадов стали серо-бежевые тона. Такой выбор исследователи объясняют как специфическим историческим наследием, так и действовавшим тогда стереотипом, что лучше не выделяться, быть «как все».
Советского Союза давно уже нет, но его наследие все еще остается с нами. В начале текущего года аналитики компании «Метриум» провели большое исследование, посвященное использованию различных цветов в оформлении московских новостроек. Самыми популярными действительно оказались оттенки серого, бежевого и коричневого.
В частности, в массовом сегменте серо-коричневые цвета использованы в 70,1% новых зданий, почти в таком же объеме представлены бежевые тона – 71,0%. В бизнес-классе в лидеры вышли бежевый и серый цвета (72,7 и 72,0% соответственно), коричневый занял третье место (61,4%). Более-менее серьезную конкуренцию этим колерам может составлять только красный, да и то за счет применения в отделке кирпича.
Сто оттенков серого
В Петербурге существует собственная цветовая палитра, утвержденная регламентами комитета по градостроительству и архитектуре. На протяжении нескольких десятилетий (с 1966 года) она состояла из 40 образцов, а в этом году обогатилась еще на 74 оттенка. Имеющиеся цвета дополнили по таким критериям, как насыщенность, светлота, яркость, тональность. Однако даже после этого городская палитра не выглядит разнообразной.
«Если посмотреть на колерную карту Санкт-Петербурга, то мы увидим, что все рекомендованные цвета – это, по сути, сто оттенков серого: серо-розовый, серо-желтый, серо-зеленый, – рассказывает специалист по маркетингу Группы ЦДС Наталья Кукушкина. – Чем дороже проект, тем меньше там будет кричащих оттенков или пестроты и больше натуральных, природных материалов с глубокой цветовой палитрой. Людей успокаивают именно естественные цвета и материалы, которых так мало в большом городе».
И все же не «серым единым» жив Петербург. В городе на Неве довольно много зданий теплых, солнечных оттенков. И повелось так изначально.
«Считается, что цветовую гамму домов в строящейся столице определил Петр Первый. Идея заключалась в том, что в пасмурном, дождливом городе фасады должны радовать горожан. Для окрашивания применяли пигмент природного происхождения – охру, которая дает золотистые оттенки. Поэтому в Петербурге так много домов светло-коричневого и желтого цвета. Желтым изначально был и Зимний дворец», – комментирует руководитель отдела продаж ЖК «Образцовые кварталы» (застройщик ООО «Терминал-Ресурс») Елена Тян.
Внутренняя красота
Учитывать цветовую палитру важно не только во внешней, но и во внутренней отделке – от МОП до интерьеров квартир.
В Группе ЦДС при оформлении входных групп обращают внимание на историю каждого объекта. Например, ЦДС «Полюстрово» находится на месте бывшего завода, поэтому в оформлении подъездов использован индустриальный белый кирпич, который хорошо сочетается с деревянной фактурой. На месте ЦДС «Елизаровский» тоже раньше находился завод, что продиктовало дизайнерские решения в стиле лофт с металлическими панелями и бирюзовыми, как будто патина, выкрасами. В целом застройщик старается использовать лаконичные решения, так как слишком много цветов и оттенков «разбалансируют» изображение.
Если говорить о внутренней отделке квартир под ключ, то на выбор покупателей застройщики, как правило, выносят от двух до пяти вариантов отделочных решений.
«В основном компании предлагают базовые, нейтральные решения, – делится директор департамента рекламы и маркетинга ГК „Полис Групп“ Ольга Ульянова. – Главным аргументом служит то, что 90% покупателей приходятся по вкусу нейтральные тона: лаконичный белый и бежевый, кофейный и шоколадный».
Имеются на рынке и предложения ярких вариантов – желтого, розового, голубого. Однако встречаются они у ограниченного числа компаний и, как правило, по предварительному заказу. Дело в том, что цвета в отделке квартиры – это сугубо личные предпочтения, и если ввести в линейку львиную долю нестандартного продукта, то он может оказаться невостребованным.
Что касается индивидуальных проектов отделки квартир, то многие заказчики уже знают: дизайнеры всегда отталкиваются от колористики. С учетом современных знаний о воздействии цвета на человека те или иные зоны квартиры они рекомендуют оформить в различных гаммах.
Так, для гостиной обычно выбирают активные или нейтральные тона – белый, бежевый, золотистый. Деловую обстановку кабинета подчеркивают глубоким древесным, зеленым и серым оттенками. Для спальни подойдет успокаивающий эффект, с которым неплохо справляются синие оттенки. Ну а детским комнатам очень идут яркие контрастные цвета.
При этом, конечно, не стоит забывать старую добрую поговорку «На вкус и цвет товарища нет». Все наколенные человечеством знания о колористике могут разбиться о чье-либо желание иметь черную стену в гостиной или малиновый потолок в спальне. Ну и ладно, лишь бы жильцам нравилось!
Тамара Попова, руководитель отдела развития продуктов Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»):
– Для жилых комплексов «Северного города» мы еще в 2014 году создали целую концепцию комфортной визуальной среды на основе научных разработок на стыке архитектуры, дизайна, психологии и физиологии цветовосприятия. Делали это вместе с дизайн-агентством Lumiknows, которое известно в мире своей работой с такими брендами, как Samsung, Danfoss, Renault, Philips, Московским метрополитеном. Идеи комфортной визуальной среды закладываются в основу всего проекта: от архитектурно-объемных решений до ландшафтного дизайна двора и отделки мест общего пользования.
Ольга Ульянова, директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп»:
– При создании наших проектов мы сотрудничаем с ведущими архитектурными бюро. Они предлагают уже готовые решения, которые включают в том числе визуализацию фасадов и внутреннюю отделку холлов. Архитекторы при создании проектов ориентируются на текущие тренды, и одним из маркеров выступает цветовая гамма. Также выбор цвета во многом зависит от названия и концепции жилого комплекса и его местоположения.
Наталья Кукушкина, специалист по маркетингу Группы ЦДС:
– Существует устоявшееся мнение, что поскольку у нас северный регион, то нужно больше ярких красок – и на фасадах, и на детских площадках, и в интерьерах. Мы же придерживаемся другого взгляда: в большом городе нужно больше естественных, природных цветов и оттенков. Поэтому наши фасадные решения преимущественно выполнены в кирпиче либо в терракоте, как в ЖК ЦДС «Черная Речка». Иногда (довольно редко) мы используем яркие цветовые акценты. Оборудование для детских площадок стараемся выполнять в дереве, без «кислотных» красок, чтобы дворы выглядели гармоничными и спокойными.
Елена Тян, руководитель отдела продаж ЖК «Образцовые кварталы» (застройщик ООО «Терминал-Ресурс»):
– Фасады малоэтажных жилых комплексов «Образцовые кварталы» в Пушкинском районе соответствуют традиционной городской палитре. Строительство ведется на бывшем пути следования императорской семьи в Царское Село. Для нас было важно подчеркнуть преемственность вековых традиций. Несколько жилых комплексов в рамках проекта окрашены в светло-коричневые цвета. Два жилых комплекса, так же как Зимний дворец сейчас, имеют зеленые фасады.