Начало 2020 года для большинства стран стало периодом роста и стабилизации. В большинстве стран общие макроэкономические показатели были весьма благоприятны. Начало пандемии COVID-19 негативно отразилось на всех рынках, в том числе и на сфере недвижимости, преломив позитивные тренды. При этом, как отметила директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева, уже сейчас некоторые аналитики прогнозируют на 2021 год рост. «Но эти прогнозы еще только нам предстоит подтвердить», – подчеркнула она.
Партнер, глава консультационных услуг «Бейкер Тилли Россия» Александр Иванов отметил, что сейчас есть понимание, что настоящий кризис закончится после карантина. «Мы знаем, что есть страны, которые постепенно из него выходят и много обсуждают, как люди будут возвращаться к докризисной реальности и будет ли в принципе такой возврат. Сейчас произошло глобальное нарушение всех цепочек поставок, изоляция и безработица. России это удается проходить чуть менее безболезненнее, чем многим другим, это влияние санкций, которые существуют с 2014 года. «Мы каждый день сталкиваемся с турбулентностью, новизной, неопределенностью, новизной и неоднозначностью. Но это дает нам гибкость: мы смотрим что работает или нет, как будут открываться рынки, строим сценарии и корректируем их. Никто сейчас не может сделать прогноз о том, что будет по итогам года, мы можем только следить за ситуацией и анализировать ее», – считает Александр Иванов.
Заместитель директора по аренде ЗАО «Белтяжмаш» Дмитрий Онищенко рассказал о ситуации на белорусском рынке. По его словам, хотя в стране официального карантина и нет, ситуацию нельзя назвать радужной. «Если говорить об офисах, то они находились к началу 2020 года в одном из лучших положений. Вакантности практически не было, ставки активно росли благодаря развитию IT-сектора. Однако уже в марте от «рынка арендодателя» мы почти моментально перешли к «рынку арендатора», а офисные здания и коворкинги практически опустели, так как все перевелись работать на удаленку. А вот у управляющих компаний работы прибавилось. Мы, например, стремимся максимально оперативно и полно отвечать на запросы арендаторов», – рассказал Дмитрий Онищенко. В торговой недвижимости, по его словам, ситуация тоже достаточно сложная: продажи (кроме FMCG) сильно упали, хотя посещаемость сократилась не столь значительно. «Мы в своих торговых центрах стараемся поддерживать арендаторов, потому что хочется выйти из этого кризиса все-таки с загрузкой. Но скидку получат не все, так как не каждый пострадал так сильно, как об этом заявляет» – поделился Дмитрий Онищенко.
Директор TOO BI Property Гульнура Сарсекеева обрисовала ситуацию с инвестициями в недвижимость в сложившейся ситуации. По ее мнению, на территории СНГ рост отмечается сегменты образования, медицины и складского хозяйства, которое находится в стадии активного развития. Причина заключается в том, что социальная сфера и бюджетные продукты менее подвержены кризису и более устойчивы к изменениям рынка, считает она.
Как рассказала Гульнура Сарсекеева, холдинг пересматривает свои инвестиционные проекты. «Мы сейчас рассматриваем объекты в сфере образования. Рынок частных школ, на котором в Казахстане наблюдается дефицит, мы стали изучать еще до пандемии, и продолжим развитие этого направления. Еще одно перспективный для нас сегмент – строительство студенческих городков. Также нам интересна сфера здравоохранения несмотря на то, что проекты в ней сложные и капиталоемкие, в нашем портфеле таких уже несколько. Третье направление – складская недвижимость, к которой мы присматриваемся уже давно», – рассказала Гульнура Сарсекеева.
Вероника Лежнева в свою очередь подчеркнула, что по опыту международного девелопмента – частное инвестирование в социальную сферу – это уже следующий этап развития рынка и мировоззрения его игроков.
Первый заместитель генерального директора по аренде Facility Management Group (Азербайджан) Айдан Маммадова остановилась на вопросе международного сотрудничества в период изоляции. «Кризис – это время возможностей и внедрения новаторского подхода в любом вопросе будь то бизнес или самообразование. И если этот период правильно использовать, то можно достичь конкретных результатов в том числе в рамках международного сотрудничества с согласованием стратегий и сбором глобальной аналитики. И одна из главных задач – расширение сети знакомств с использованием современных технологий», – заключила Айдан Маммадова.
Организатор вебинара – учебный центр Academy of Real Estate при поддержке PROEstate Events. Информационный партнер - BN.ru «Бюллетень недвижимости».